О правых и левых

топ 100 блогов anlazz17.03.2018 Итак, как было сказано в прошлом посте, для правых является естественным восприятие кризисов, как «неестественных» и созданных волевым решением – в основном, врагов – явлений. Кстати, тут сразу стоит отметить, что, ИМХО, классическое деление на правых и левых вряд ли может быть названо идеальным – поскольку обычно существую разные критерии о том, по какому признаку относить к той или иной стороне. Впрочем, обыкновенно считается, что правые – за собственность и порядок, а левые – за справедливость. Что, в общем-то, является абсолютно верным – однако стоит понимать, что за указанными понятиями находятся гораздо более «глубинные» слои. А именно: представление о «бессистемности» мира для правых – в результате чего единственной действующей силой в нем является воля. Причем, не важно, относящаяся к Высшим силам или к конкретным людям – важно, что она полностью произвольна. В том смысле, что понять и предсказать эту волю практически невозможно – а значит, единственное, что можно противопоставить ей, это волю свою. (Отсюда и базовая концепция мира у правых, состоящая в идее борющихся друг с другом элит.)

Ну, а для левых верно обратное – а именно, представление о том, что мир развивается по неким законам, понимание и изучение которых возможно. Отсюда, кстати, и вытекает указанная справедливость – а именно, некое оптимальное для большинства состояние мира. (Поскольку только это способно наполнить смыслом указанное понятие – в «мире волюнтаризма» никакой справедливости нет, так как для каждого тут есть свой «оптимум».) Собственно, эта самая разница в миропонимании и является самым важным моментом – тем, что потенциально приводит одних к фашизму, являющемуся самым крайним вариантом волюнтаризма. (При котором диалектическим образом торжество воли оборачивается полным лишением ее подавляющего большинства членов общества – подчиняющихся единственно возможной воле, воле Фюрера.) Ну, а других – к коммунизму, т.е., к обществу полной свободы и реализации каждого человека. Да, разумеется, ограниченного указанными мировыми законами – но при этом на много порядков более свободного, нежели при фашизме или, даже, при «нормальном» капитализме.

Кстати, нечто подобное мы можем наблюдать в естественных науках и технике. Т.е. областях, где знание (и, самое главное, признание) железных законов бытия – вроде закона сохранения энергии или закона Всемирного тяготения – приводит к возможности обретения поистине фантастических способностей. Например, способности летать – на самолете, разумеется. И напротив, уверенность в чистой произвольности бытия порождает множество сект, разнообразные «гуру» которых любят вещать: дескать, реальность – это чистая иллюзия, поверь мне и я раскрою вам ваши возможности. Но подобная вера всегда превращается человека в жалкого «адепта», по сравнению с которым даже обыватель выглядит крайне привлекательно. Такова цена за мифическое «управление природы волей» - столь привлекательное на первый взгляд, и столь катастрофическое в реальности. (И в «общественном», и в «личном» варианте.)

* * *

Поэтому неудивительно, что наилучшей формой миропонимания в текущем мире является диалектический материализм. Приводящий не только к формированию «материалистического сознания», но и освобождающий его от фантомов «всемогущей воли» - которые неизбежно возникают у «просто материалистов». (Именно поэтому, ИМХО, пресловутые «борцы с мракобесием», в большинстве своем являющиеся сторонниками социал-дарвинизма, часто являются более опасными для общества, нежели большинство верующих.) Что становится крайне актуальным во время перехода от традиционного представления о мире – основанного на вековых традициях и верованиях – к представлению модернистскому. В рамках которого возникает иллюзия того, что каждый может сам определять свою судьбу – ведь Высших сил нет, и значит, все дозволено. Однако, как уже говорилось, в реальности эта иллюзия оказывается крайне опасной – в том смысле, что приводит к непониманию важности системных процессов. Поэтому в указанном положении идеи и концепции, основанные на указанном восприятии, становятся буквально «на вес золота». Именно поэтому развитие модерна приводит не просто к торжеству левых – которые приходят на смену уже упомянутым правым (в свою очередь, «взявших власть» после конца Традиции) – но именно коммунисты-марксисты. Поскольку именно они оказываются способным решать такие задачи, которые другим кажутся просто невозможными.

Что, в общем-то, прекрасно доказывается историей – в которой именно указанным представителям удалось совершить буквальное «чудо». А именно – вытащить из страшнейшей катастрофы государство, которое исторически можно было бы считать полностью «приговоренным к смерти». Ну, в самом деле: архаичное сельское хозяйства, как основа экономики – да еще и испытывающее серьезный кризис из-за перенаселения и истощения земель. А так же – полностью разложившаяся и коррумпированная государственная машина, занимающаяся то ли удовлетворением потребностей высшей аристократии, то ли – выполнением обязательств перед «иностранными инвесторами». Ну, а самое главное – не просто враждебное окружение, но окружение государствами, стоящими на более высоком уровне исторического развития и настроенными на «пожирание» всего, до чего можно дотянуться. (То, что пресловутая «Антанта» планировала раздел России – а точнее, ее наиболее «вкусных» кусков - после революции давно уже не является секретом. Но, судя по всему, подобные идеи возникали и «до» - на фоне катастрофического роста внешнего долга Российской Империи в период войны.) На этом фоне пресловутая уверенность в том, что «международные соглашения» способны были дать нам не только безопасность, но и возможность «приобрести проливы», выглядят чистым бредом: любые договоры действительны только при наличии силы, в противном случае они обращаются в бесполезные бумажки.

Впрочем, доказывать тот факт, что по итогам Первой Мировой войны Российская Империя оказалась «при смерти» нет особого смысла – для разумных людей это очевидно, а для идиотов никакие доказательства не будут достаточными. Поэтому стоит просто попытаться понять, как это вообще стало возможным: превратить страну с разбегающейся армией, распадающейся промышленностью и торжеством воинствующего национализма на окраинных – а именно подобное состояние было у России в 1917 году – в новую мировую державу. Которой Россия-СССР стала уже в 1930 годы. Впрочем, нет – еще в 1920, когда ведущие государства стали понимать, что с молодой Республикой невозможно «разбираться» так же, как любой другой страной Третьего мира. И, пусть «со скрипом», но начали принимать ее в существующую мировую систему – что еще недавно казалось невозможным. В любом случае, стоит понять, что «восстание России из пепла» прекрасно показывает, насколько важным является правильное представление о мире, способность видеть его скрытые слои и использовать их – вопреки обыденным представлениям.

* * *

Кстати, тут я скажу еретическую вещь – а именно, данная способность выходит за пределы, собственно, марксисткой модели. Хотя и остается в рамках диамата. (Диалектический материализм не эквивалентен марксизму – хотя, разумеется, марксизм находится целиком в рамках последнего.) Например, в случае с Революцией 1917 года большевикам пришлось работать с совершенно нетипичной для «классического марксизма» ситуацией, при котором пролетариат был в меньшинстве. Но они прекрасно с этим справились – используя уже помянутые скрытые слои российской жизни в качестве дополнительных драйверов революционного процесса. (То есть – разбудив «пролетарские» качества в значительной части крестьянства, изначально мелкобуржуазного и враждебного социализму.) Именно подобная особенность стала основанием «неославянофильского» мифа о крестьянских корнях указанных процессов – наиболее ярким выразителем которого является Сергей Кара-Мурза. Однако это представление, несмотря на свою «естественность» - а точнее, именно благодаря этому – неверно: Советская Власть и Советское государство происходило вовсе не из «недр» крестьянской общины, оно являлось следствием более «глубинных слоев» российского общества. (О которых, разумеется, надо говорить отдельно.)

В любом случае понятно, что именно указанное понимание основ бытия – в смысле представления о том, что надо развиваться именно в определенном направлении: увеличивать количество промышленности (причем, высокотехнологичной), развертывать систему образования и здравоохранения, делать ставку на науку и НИОКР, и вообще, увеличивать «системные» качества социума в ущерб «личным» – стало основой для случившегося «советского прорыва». В то время, как правые-волюнтаристы в той же Российской Империи делали ставку на «широко известные в мире», «персональные» инструменты развития – такие, как инвестиции (в том числе, и иностранные) и «благоприятный финансовый климат». В результате чего получили бурление коммерческой жизни – которая при Николае Втором реально очень сильно развивалась – и крайне малое изменение жизни «обычной».

То есть, реальным преимуществом большевиков оказалось именно то, что они не просто «действовали», а действовали исключительно правильно. Вот тут, кстати, мы подходим к крайне важному вопросу. А именно, к тому, что в реальности имеет смысл не любая деятельность, а только та, которая базируется на верном миропонимании. И если этого нет, то любая активность не только не приводит к успеху, а напротив, способствует скатыванию социума к катастрофе. Причем, примеров подобного варианта – когда излишне активный политический деятель просто убивает страну – множество. Например, уже помянутый Николай Романов, который в реальности был крайне умным и деятельным человеком – но при этом абсолютно не понимающим сути происходящего. (Ну, и достигший сами понимаете чего.) Или, к примеру, Михаил Горбачев – деятель, по своим деструктивным результатам оставивший далеко позади последнего царя. А ведь какова была у него воля! (Или, как принято говорить на сегодняшнем вульгарном жаргоне – «яйца».) Железные – он смог победить таких «монстров из Политбюро», как тот же Лигачев! Но в итоге вошел в число худших правителей в истории России – если только не стал самым худшим из всех руководителей государства всех времен и народов.

В принципе, то же самое можно сказать и о «Первом президенте РФ» Борисе Николаевиче Ельцине. Активный, волевой, с «железными яйцами» - не боялся самых жестких решений. (Вроде расстрела парламента из танков.) Но итог его правления был ужасен – правда, превзойти Горбачева в плане деструкции ему не удалось, но вот «второе место с конца» он честно заработал. Что прекрасно показывает бессмысленность «стальных яиц» - сиречь, железной воли –в условиях отсутствия верного миропонимания. (А точнее – не просто бессмысленность, а очевидный вред.) Впрочем, современная российская власть, судя по всему, данный урок все же выучила – и поэтому старается избегать любых действий за исключением самых необходимых. Причем, как не удивительно это прозвучит – подобная тактика оказывается довольно успешной. По сравнению с тактикой предшественников, конечно – поскольку никаких прорывов от подобного поведения ожидать не приходится.

* * *

Однако, понятно, что это – только временный выход, и до бесконечности откладывать решения «на потом» не удастся. И вот тогда вопрос о том, как же понять текущую реальность и как использовать это
понимание – то есть, перейти от «правого» миропредставления не просто к «левому», а к марксистскому и диаматическому – станет жизненно необходимым. Но это, разумеется, вопрос уже отдельного разговора…


О правых и левых

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я очень сочувствую Жене Беркович, как человеку, впрочем, как и всем, кто сейчас находится в местах лишения свободы за свою позицию. Мне нравятся многие ее стихи. Но чего-то ...
Ну посудите сами.) В основе сюжета- неправильно ведущий себя, наивный и простодушный персонаж, но при этом добрый. И потому , вопреки нашей приземленной житейской мудрости, побеждающий все невзгоды, хотя при его "дурацком" поведении они должны бы его ,согласно житейской логике, угробить. ...
Этапять! Аффтар жжОт сцуко! ...
Когда путинские ВКС начали бомбить города Сирии , равнять все, что выступает над землей , наш дорогой ВладимВладимыч нам очень подробно рассказал, на кой хер мы там все разъе*енили в труху. Так и пояснил , мы боремся с террористами на дальних подступах к территории России. ...
Ученик показал два сочинения в формате ОГЭ, написанные им в школе. Оба по одному шаблону. В обоих первый абзац заканчивается так: "Докажу свои мысли примерами из отрывка" . А второй и третий абзац имеют одинаковое начало: "Обратимся к первому аргументу". "Обратимся ко ...