Принуждение к истории – часть вторая

топ 100 блогов anlazz03.04.2018 Признаться, до самого недавнего времени я не думал, что события будут развиваться столь быстро. Точнее сказать, у меня вообще не было представления, как они конкретно будут развиваться – поскольку примерно предполагалось только общее направление «мирового движения», не более того. То, что движение это будет связанно с реставрацией «чистого империализма» и демонтажем остатков советской системы – со всеми вытекающими последствиями – было очевидно. Но вот то, как и когда это будет происходить – нет. Глобализм вообще еще лет пять назад казался практически непробиваемым – даже несмотря на то, что уже тогда было понятно: не жилец. Но понимать умом и видеть глазами – это несколько разные вещи.

А пять лет назад глазами мало что можно было увидеть. Нет, конечно, про тот факт, что китайская экономика напрямую подбирается к американской, уже было хорошо известно. И про то, что последняя представляет из себя чуть ли не наполовину (как стало сейчас понятно, намного больше половины) исключительно «виртуальные активы» - тоже. Правда тот факт, что и реальная экономика на самом деле может быть несколько виртуальной – то есть, работать исключительно на пиар и «картинку» для прикрытия спекуляций и распилов – тогда еще не было столь очевидно. Скажем, те же «сланцевые» компании в указанное время еще работали с расчетом на «классическую прибыль». Да и Илон Маск еще казался «классическим» новатором, создающим компании, способные обеспечить серьезный уровень продаж – не «дотком» какой-то, а, скажем, реальное, «железное» производство «железных» автомобилей или ракет. Про то, что ни одна из его компаний так никогда и не станет прибыльной – да и физически неспособна стать таковой – тогда мало кто мог догадываться.

В общем, еще лет пять назад надежды на то, что пресловутый Запад скоро потеряет свое вековое превосходство, были так же в большинстве своей «виртуальными». В том смысле, что, исходя из фундаментальных законов бытия должно было быть именно так. Но «нащупать» реальные механизмы, которые будут приводить к демонтажу «Brave New World» (я, кстати, помню – что в какой-то «Компьютерре» это соотнесение текущей реальности с антиутопией Хаксли подавалось в положительном ключе!) не удавалось. Даже возможность противостояния Китая Западу для многих казалась фантастичной: как же, он же туда свои товары продает! Да без западного рынка Поднебесная быстро загнется! Кстати, подобные идеи – о том, что «международное разделение труда победило», и что «геополитика сменяется геоэкономикой», имеют определенную популярность даже сейчас. Недавно же они казались вообще, само собой разумеющимися.

* * *

Впрочем, если честно говорить, то реальное подтверждение надвигающемуся разделению мира появилось только в этом году – с началом масштабной торговой войны между США и КНР. Причем, начал эту войну вовсе не Китай – который, действительно, вряд ли рискнул бы «резать курицу, несущую золотые яйца». Заградительные драконовские пошлины ввели сами Соединенные Штаты – в полном соответствии с логикой развития событий. (Согласно которой именно теряющий влияние гегемон начинает интенсивно «окукливаться», приводя к фрагментаризации мира.) В этом смысле можно сказать, что КНР так же «принуждается к истории» - то есть, к необходимости брать на себя роль одного из будущих центров. Даже если для большей части его элиты это и выглядит ненужным – ведь, если честно, все эти бизнесмены и чиновники по большей части являются сторонниками нынешнего «Дивного Нового Мира». «Новыми кочевниками», людьми, привыкшими жить в условиях глобализации, летать в Лондон за покупками и на Гоа за отдыхом – а все эти «идеи Мао» видеть исключительно в гробу.

Однако смысл истории и состоит в том, что она никогда не сводится к мыслям отдельных граждан. А скорее наоборот – формирует последние, заставляя их порой кардинальным образом менять свои убеждения. Так и в этом случае – складывающаяся конфигурация мира оставляет Китаю только два варианта развития: или полная капитуляция перед Западом, превращение в его чистую колонию – то есть, потеря практически всех инструментов могущества и власти для его хозяев. Что, разумеется, невозможно – кто же согласится сменить роль господина на роль раба? Или же конфронтация, вплоть до самой жесткой – военной. Кстати, то же самое было и «прошлый раз» - когда разного рода «глобализованная элита» belle epoqгe так же вряд ли могла желать разрушить этот мир. Ведь она так прекрасно жила, торгуя друг с другом и свободно путешествуя из Парижа в Берлин, а из Вены в Санкт-Петербург. Какая тут Мировая война, все эти националистические выходки – удел маргиналов да полудиких болгар с сербами! Недаром так популярны в это время были теории, доказывающие, что война в Европе – в «настоящей» Европе – просто невозможна.

Однако, в реальности все получилось наоборот. В том смысле, что не только все размышления «мыслителей» о прогрессе и развитии, но и все представления «деловых людей» о необходимости торговых связей, и даже родственные отношения большей части королей и царей оказались намного менее значимыми, нежели железные законы истории. И «кузен Вилли» вынужден был объявить войну «кузену Джорджи» вместе с «кузеном Ники» - ну, и разумеется, Французской республике. (С попутным занятием Бельгии. Впрочем, вот кого тут не жалко – так это государство садистов, уничтоживших в Конго миллионы людей.) Однако, о том, почему это произошло в «тот раз», я уже писал не раз – поэтому останавливаться не буду. Отмечу только то, что пресловутое требование империализма по постоянному увеличению рынков является системным, и убрать его, не убирая систему, является невозможным.

* * *

Кстати, указанный принцип двигает не только Китаем, но и Соединенными Штатами. Для которых указанная «торговая война» выглядит гораздо более серьезным ударом – поскольку однозначно ставит под угрозу самое главное преимущество страны: то, что она является мировым финансовым центом. То самое «долларовое могущество», которое 99% современных мыслителей считают «абсолютным преимуществом», и которое мыслится главным основанием существования указанной страны. Тем не менее, история заставляет Штаты самостоятельно ломать созданную ими же систему – опять же, практически так же, как заставляла делать это Великобританию чуть более ста лет назад. (Вообще, тут настолько полная аналогия, что просто поражаешься: по сути, США сами «вырастили» Китай так же, как Британия «вырастила» в свое время Германию. Причем, практически по тем же основаниям: из-за «страха» перед Россией- СССР.) И все «странные», на первый взгляд, действия Трампа на самом деле определяются вовсе не его «эксцентризмом», а тем, что «антикитайская повестка» ставится перед Штатами самой реальностью.

Тут, кстати, интересно то, что американская элита, как таковая, так же, как и китайская или, скажем, российская, не особенно желает вступать в какую-либо конфронтацию с себе подобными. Это пресловутую «Россиюшку» можно относительно безопасно «пинать», а со страной, производящей большую часть мировой продукции – в том числе и ту, на которой ставятся значки американских компаний – такие шутки не проходят безболезненно. Однако, как говориться, «надо Федя – надо» - поэтому нехотя, но приходится американцам разворачивать свои механизмы противостояния с новым противником.

Кстати, именно по указанной особенности – потому, что мало кто в США реально испытывает желание сойтись лицом к лицу с Поднебесной – стоит понимать, что данное государство будет оттягивать финал конфликта до последнего. (Как я уже говорил, ключи от будущей войны лежат в Пекине.) И в этом плане все агрессивные попытки Трампа на том же «корейском фронте» сломать Поднебесную, ввести ее снова в фарватер своей политики, по сути, служат лишь одному. Тому, что КНР все больше убеждается в необходимости провести «ревизию» мирового положения. (То есть, все более «понимают», что Штаты – это не «мировой жандарм», не «владельцы мира» - как это казалось еще недавно. А всего лишь «еще одна страна», чье преимущество держится исключительно на собственном могуществе.)

В итоге, чем дальше идет история, тем менее привлекательной и устойчивой становится существующая картина мира. Причем –в совершенном противоречии с большинством устойчивых представлений и большинством существующих связей. (И, опять-таки – хочу вспомнить, что перед Первой Мировой войной связность тех же германо-российских, германо-французских или, даже, германо-британских отношений была довольно велика. Настолько, что аристократия или крупная буржуазия той или иной страны считала государственные границы чистой условностью, и съездить из Петербурга в Париж для нее было много проще, нежели отправиться из Петербурга в Самару. А уж какой-нибудь Кустанай выглядел гораздо большей экзотикой, нежели Макао или Сингапур.) Так что надеяться на дальнейшее продолжение «глобализационной модели» практически невозможно. А пошедшие в последнее время явные попытки «деглобализации» - такие, например, как британская идея конфискации всех «сомнительных» российских капиталов – показывают, насколько близким является ее конец. (Разумеется, близким по историческим масштабам – в размере примерно двух-трех десятилетий. Хотя, конечно, в этот раз может пойти и быстрее.)

* * *

В любом случае, уже сейчас понятно, что тот образ жизни, который был так привычен последние четверть века, неизбежно будет сменен чем-то иным. Разумеется, то, чем будет это самое «что-то», так же довольно известно (хотя и очень, очень, очень неочевидно для современного человека) – однако для его обсуждения его нужен отдельный большой разговор. Поэтому тут стоит сказать только то, что, при всех страданиях и ужасах будущего «шторма», всемирно-исторический итог его однозначно положителен. Поскольку, как уже не раз говорилось, уничтожение «железной крышки олигархии», гипотетического «единства мира господ» - то есть, того самого «мира глобализации», «мира Запад» – есть однозначно спасительное для человечества действие. Альтернативой которому только историческая смерть – тот самый Торманс Ефремова, планета вечных страданий, по сравнению с которым любая война выглядит дракой в песочнице. А ведь речь в нашем случае идет не о «любой войне», да и вообще, не столько о войне – а о фундаментальном переходе, который должен, судя по всему, произойти в результате указанных процессов. Причем, произойти с достаточной степенью вероятности – уверенность в которой повышается с каждым днем.

Так что, пока это не началось, стоит хорошенько вспомнить судьбу людей «прекрасной эпохи» - того самого «Серебряного века». Кстати, так же мерзенького времени, если честно…


Принуждение к истории – часть вторая

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
1. Зачем в супермаркете выделена кофейная зона с мороженым и пончиками, если там никогда никто не стоит за прилавком? Вчера решила поставить эксперимент. Встала у прилавка с кошельком и стояла 5 минут. Потом потревожила охрану и спросила, бывает ли кто здесь вообще, или это фиктивное ...
.. нет, не по Москве вовсе, а совсем по другому городу.. Город Абакан - столица субъекта Российской Федерации - Республики Хакасия, на территории которого находятся органы законодательной, исполнительной и судебной власти республики. Абакан является политическим, ...
В среднем 70% москвичей признаются, что используют каждый день мат в речи, сообщает агентство «Москва» со ссылкой на Мосопрос. Больше всего сквернословят в поселении Киевский (86%), районах Красносельский (82%), Проспект Вернадского (80%), Новогиреево (79%) и Рязанский (78%). А вот ...
Продолжая тему ядрен-батонов. Минувшим летом РИА Новости отличилась. Прям смотришь на фото и умиляешься, какие неожиданные подробности о Второй мировой всплывают. Вообще их бильд-редактору пора уже давно переименоваться в дебильд-редактора На первоисточнике картинку поменяли, а вот на ...
Здание компании «SOK» (№2) - доходный дом с коммерческими помещениями, гостевым домом и складами. Построен в 1911-1912 гг. по проекту хельсинкца Карла Линдаля. Здание состоит из двух корпусов с двором-колодцем. В его декоре и гранитной облицовке уже чувствуется переход к ...