ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ: ТАЙНЫ МАРГАРИТЫ ЖЕРАР


Часть 3.
К началу французской революции Маргарита Жерар была достаточно
известным, популярным и очень неплохо оплачиваемым художником. Она
была финвнсово полностью независима от семьи своей сестры, молода
(ей ещё не было тридцати), симпатична, и тем не менее так и не
сделала попытки устроить личную жизнь. Это может, конечно, косвенно
указывать на то, что ее маленький племянник Александр Эварист на
самом деле был ее сыном, а может, и на силу родственных уз. Ведь к
тому времени Жан Оноре Фрагонар переживал не лучшие времена. В
отличие от невестки, он не смог вписаться в новый художественный
стиль, освоить язык классицизма и новую тематику.
Были и объективные обстоятельства, которые фактически остановили
всю работу Фрагонара, - революция, в результате которой часть его
заказчиков закончила жизнь на гильотине, а часть была вынуждена
бежать из Франции. Во всяком случае, желающих приобрести картины с
галантными сценами, симпатичные и ироничные, уже не находилось. В
итоге в начале 1790-х годов Жан Оноре уехал на родину в Грас, где
жил в доме своего кузена Александра Мобера, для которого выполнил
свою последнюю работу - настенные росписи (изначально
предназначенные для замка мадам Дюбарри) "Les progrès de l'amour
dans le cœur d'une jeune fille" (в моем топорном переводе "Развитие
(или завоевание) любви в сердце девушки").

А вот семья Фрагонара, его жена и сын, оставались в Париже,
причем, судя по всему содержала их именно Маргарита, дела которой
по-прежнему шли в гору. Ее жанровые сценки охотно раскупались,
многие из них она затем гравировала, и они распродавались ещё
быстрее.
В конце 1790-х годов во Францию пришла мода на английский стиль в
живописи, и Маргарита тотчас адаптировала свое творчество к этим
новым веяниям. Ее "Девочка с корзиной цветов" действительно очень
напоминает портреты Томаса Гейнсборо, особенно в части пейзажа.

Для французского искусства рубежа 18-19 веков творчество
Маргариты Жерар было своего рода мейнстримом, её портреты, сценки
из жизни Среднего класса, немного сентиментальные, но все же не
переходящие в слащавость, пользовались неизменной популярностью у
публики.
Жерар создала свой стиль, базируясь в основном на творчестве
голландских жанристов Герарда Тербоха и Габоиэля Метсю, заимствовав
у них не только тематику, но также особое внимание к деталям и
способ писать мелкими тонкими мазками.


После революции женщин-художниц наконец-то допустили в Салон, и
с 1799 по 1824 год Маргарита Жерар регулярно там выставлялась и
выиграла три медали. Считается, что путь французским художницам к
профессионалтному искусству проложили двое - Элизабет Виже-Лебрен и
Маргарита Жерар.
Более того, Жерар держала в Париже свою мастерскую и имела
учеников, первым из которых был ее племянник (или все же сын)
Александр Эварист Фрагонар, из которого она сделала превосходного
художника и скульптора.


В 1808 году она написала картину "Милосердие Наполеона", которая очень понравилась императору и быта немедленно им приобретена. Позднее он купил ещё несколько ее работ. А в коллекции кардинала Жозефа Феша, дяди Наполеона Бонапарта, вообще было одиннадцать картин Маргариты Жерар.

Любопытно, что и после падения императора и реставрации монархии отношение публики к творчеству Маргариты Жерар оставалось стабильно позитивным. Среди ее покровителей оказался и Людовик XVIII,а также многочисленные представители новой французской аристократии. Состоятельные коллекционеры покупали оригинальные картины для коллекций и украшения интерьеров в своих домах, а гравюры с ее работ были распространены среди публики попроще и победнее.

Маргарита Жерар ушла из жизни в 1837 году в Париже будучи в
весьма почтенном возрасте 76 лет. Активную творческую деятельность
она завершила примерно в середине 1820-х годах, когда перестала
выставляться в Салоне, однако продолжала делать гравюры и
заниматься с учениками.
К середине 19 века её имя было практически забыто, однако новый
всплеск интереса к ее творчеству начался в конце 20 века, когда
изучение творчества первых профессиональных женщин-художниц на
западе практически стало отдельным направлением
искусствоведения.