рейтинг блогов

КАРЛ БРЮЛЛОВ. ИТАЛЬЯНСКОЕ УТРО vs ИТАЛЬЯНСКИЙ ПОЛДЕНЬ

топ 100 блогов nikonova_alina23.07.2021
Карл Брюллов. Итальянский полдень (Итальянка, собирающая виноград). 1827
Карл Брюллов. Итальянский полдень (Итальянка, собирающая виноград). 1827

Часть 2.

Для картины, которая должна была стать парной к "Итальянскому утру", Карл Брюллов избрал вполне подходящую тему - опять молодая итальянка, на сей раз собирающая виноград в летний полдень. Для самого художника, как и в прошлый раз, сюжет оказался удачным поводом поработать на пленэре и поэкспериментировать с естественным освещением.
Модель на сей раз он подобрал другого типа. Это была девушка молодая и не менее красивая, чем модель его первой картины, но относящаяся к совершенно другому типу красоты, так сказать, народному: крепкая, здоровая, со зрелыми округлыми формами тела, мощными плечами и руками, и к тому же вызывающе жизнерадостная. Рассказывают, что Брюллов встретил свою героиню прямо на улице и был пленен "магическим блеском ее широко расставленных глаз". Причем на картине этот блеск глаз подчеркивается блеском металлической заколки в волосах модели.
"Итальянский полдень" художник писал в настоящем саду и старался работать именно в полдень, когда солнце стояло максимально высоко и давало нужное освещение. В итоге Брюллов, который вообще имел явную склонность к работе с цветом, добился потрясающего эффекта светотени, который в данном случае блестяще подчеркивается рефлексами от красной шали, накинутой на руку модели.
Ритм композиции задаёт мягкая округлая линия плеча со спущенной нижней сорочкой, от нее взгляд зрителя переходит к лицу модели, также обрисованному мягкими округлыми линиями, а затем поднимается вверх, к спелой виноградной грозди, налитой соком. Именно с этими роскошными зрелыми ягодами и сравнивает красоту своей героини художник. Николай Гоголь так отозвался по поводу героини "Итальянского полдня:
"...Женщина сверкающая, пылающая всей роскошью страсти, всем могуществом красоты..."
Картина написана на холсте небольшого формата, но производит монументальное впечатление благодаря удачному композиционному решению. Поза модели с рукой, поднятой вверх, к виноградной грозди, придает композиции определенную динамику.
Брюллов с самого первого мгновения его пребывания в Риме воспринимал жизнь в Италии как постоянный и непрекращающийся праздник. Он говорил:
"...В Риме стыдишься произвести что-нибудь обыкновенное..."
И этой невероятной праздничной атмосферой наполнены все жанровые сценки, созданные им в первые годы его итальянской эпопеи. Не составляет исключения и "Итальянский полдень", который превращает вполне обыденное действие по сбору урожая в настоящий праздник, а обычную девушку с римской окраины в его королеву.
Однако в отличие от первой картины "Итальянский полдень" понравился далеко не всем. Когда Брюллов закончил картину, то оправил ее в Петербург, где ее показали на выставке. К удивлению и разочарованию художника отзывы критиков на "Итальянский полдень" оказались по большей части совершенно разгромными. Впрочем, претензия у всех была только одна, - критикам не понравилась внешность модели, итальянку из народа
сочли недостаточно изящной и не соответствующей «классическим идеалам» красоты. Претензии обобщили в письме, которое послали Брюллову в Рим от Общества поощрения художников:
«...Ваша модель была более приятных, нежели изящных соразмерностей, и хотя по предмету картины не требовалось слишком строгого выбора, но он не был бы излишним, поелику целью художества вообще должна быть избранная натура в изящнейшем виде, а изящные соразмерности не суть удел людей известного класса Поначалу Брюллов ещё пытался оправдаться, ответив следующее:
"...Причиной моей погрешности было желание отличить сию картину и самим отличием форм от первой картины, представляющей подобный же предмет; найдя же, что правильные формы все между собою сходствуют, как-то особенно заметно в статуях, где сия чистота форм необходима, и что в картине посредством красок, освещения и перспективы художник приближается более к натуре и имеет некоторое право отступить от условной красоты форм, я решился искать того предположенного разнообразия в тех формах простой натуры, которые нам чаще встречаются и нередко даже более нравятся, нежели строгая красота статуй..."
Он даже попытался как-то скорректировать предполагаемые недостатки, и написал второй, немного изменённый вариант "Итальянского полдня":

КАРЛ БРЮЛЛОВ. ИТАЛЬЯНСКОЕ УТРО vs ИТАЛЬЯНСКИЙ ПОЛДЕНЬ

Во втором варианте художник сохранил аппетитные формы своей модели и даже ещё более подчеркнул их, частично обнажив ее грудь, однако черты ее лица он постарался представить более утонченными и более соответствующими академическим представлениям о женской красоте. В итоге героиня лишилась естественности и живости, и, как следствие, картина утратила ощущение тепла, жизнерадостности и праздника, превратившись в банальную жанровую картинку.
Вероятно и сам Брюллов понял, что пойдя на поводу у своих критиков, он фактически уничтожил во втором варианте "Итальянского полдня" все удачные находки первого.
Итогом всей этой истории стал разрыв Брюллова с Обществом поощрения художников, оформленный официально в 1829 году. Впрочем, как раз в тот год, когда он писал "Итальянский полдень", художник познакомился с графиней Юлией Самойловой, и на какое-то время их отношения решили все его проблемы, в том числе финансовые.
Но, как говорится, это уже совсем другая история...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
На кого стал похож, брутальный ранее, киноактёр? В свои 64 года, мне он напоминает девочку - подростка, с собачкой и дамской сумочкой, в обтягивающих штанишках. А ведь раньше он был таким мачо! По нем сходили с ума миллионы женщин. Понимаю, что эксцентричность в моде, но не до такой же ...
Мы с mage_pro часто дискутируем по поводу наличия или отсутствия педофильных мотивов в тех или иных фильмах. Т.е. мне кажется, что Мейдж в упор не видит откровенную детскую порнографию, а Мейджу кажется, что я вижу её там где её нет. Наиболее яркий ...
30 лет тому назад, в Вильнюсе в 5:20 появилась на свет я. Праздную свой третий десяток в платье, которое носила в свои 16 и с самыми близкими мне людьми - родителями и братьями. Резюме на сегодняшний день такое - благодаря разбитому сердцу, поверила в бога и нашла самые главные жизненн ...
От так от пцаны. Пришла информация, как вести себя при длительных отключениях электоэнергии. Готовимся к худшему. Впрочем, я всегда так живу, случится худшее, я готов а случится лучшее- радости вдвойне, поскольку я не надеялся. Это вы живете под лозунгом Всё будет хорошо. И у вас с ...
Во времена моего школьного детства, когда солнце социализма светило вовсю над страной, ещё не знавшей слова «перестройка», были у нас в ходу «политинформации». Урок «политической информации» проходил обычно по вторникам. Мы, пионеры второго-третьего класса, по очереди готовились – ...