БОРИС КУСТОДИЕВ. КУПЧИХА ЗА ЧАЕМ. 1918
nikonova_alina — 21.07.2021Часть 3.
Впервые Кустодиев показал свою "Купчиху за чаем" публике весной
1919 года. Тогда в Зимнем дворце, спешно переименованном во Дворец
искусств прошла Первая Государственная выставка картин русских
современных художников. В их числе был и Борис Михайлович, который
представил 11 своих работ, самой значительной из которых,
программной, так сказать, была именно "Купчиха".
На выставке побывал Константин Сомов, который оценил её в целом как
"скверную", но добавил при этом, что к картине Кустодиевп это не
относится (дело было во время визита Сомова в мастерскую
Кустодиева).
Год спустя, в мае 1920-го, у Кустодиева состоялась персональная
выставка (первая и единственная прижизненная) в трёх комнатах
квартиры Федора Нотгафта в здании петроградского Дома искусств. Сам
Нотгафт, состоявший на тот момент секретарём художественного отдела
петроградского Дома искусств выступил её организатором (а пока
выставка шла, Кустодиев даже жил в квартире у Нотгафта). На
выставку художник представил около 170 произведений, самых разных
по стилю и технике, выполненных в основном в период с 1915 по 1920
год, в число которых вошла и «Купчиха за чаем». Это было одно из
самых значительных и ярких произведений, представленных на
выставке, которое, несмотря на явный "реакционный" и
ностальгический характер, вызывало
у зрителей неизменный восторг.
Осенью (15 октября) 1922 в Берлине состоялась грандиозная Первая
выставка русского искусства, в которой приняли участие около 180
художников, представившие почти 1000 произведений. Экспозицию
открыли в новой галерее Ван-Димена на Унтер-ден-Линден, недалеко от
здания советского посольства. На выставку отправили две картины
Кустодиева, "Купчиху за чаем" и "Красавицу", причем обе по
идеологическим соображениям переименовали. В каталоге, и, затем в
рецензиях, "Купчиха" значилась как "Женщина за самоваром", а
"Красавица" как "Невеста".
Русские эмигранты, пришедшие на выставку поностальгировать, очень
сокрушались, что из всех мирискусников на ней был представлен
только Кустодиев. Но зато эмигрантский журнал "Жар-птица" за 1922
год вышел с репродукцией "Купчихи" на обложке, а в рецензии на
выставку говорилось:
«...Ярким пятном горит на выставке своей „Купчихой за самоваром“
лишь Б. М. Кустодиев, но уж такова сила его палитры…»
Кстати, вторую кустодиевскую картину напечатали в этом издании на
цветной врезке.
Когда картины ещё развешивались, художник и искусствовед Георгий
Лукомский восторженно написал в эмигрантской газете «Накануне»:
«Кустодиев — „богатейшие“ сюжеты: „Купчиха“ за чаепитием у самовара
— русский Тициан! Живопись его стала строже, продуманнее. Кустодиев
— огромный художник... может быть поставлен вровень с
Венециановым..."
А после открытия выставки он же сделал, как считается, самое лучшее
литературно-художественное, почти поэтическое описание этой
кустодиевской картины:
«...Балкон с деревянными тоненькими, бутылкообразными балясинами.
Внизу двор, кучер коня вывел. Ворота синие с позолотой; калитки по
сторонам ворот. Налево балкон, и купец или подрядчик бородач, в
красной рубахе и жилетке пьёт с женой чай. Вдали налево, как бы на
холме, шатёр церкви в «Нарышкинском Барокко», направо — город,
гостинный двор, «ряды», колокольня церковная, столь типичная для
«уезда» — провинциальный «ампир» 1830-х годов. Справа и слева
обрамление из листьев, дубовые листья и кусты. На таком фоне сидит
у стола и услаждает свою душу и тело чайком красивая, полная дама —
купеческая. Платье лилового шёлка с кружевами, повязка на голове, в
руке блюдце, и ластится кот к круглому плечу хозяйки. И жмурит он
глаза и прижимается мордочкой и к шёлку и к телу. А прижаться-то
есть к чему! Тело — атласистое, плечи круглые, формы пышные, руки
полные, пальчики нежные. И глаза серые, чуть вкось смотрят. Брови
лукавые дугой вытянутые. Губы-то какие-то витьеватые и пышные. На
столе порасставлены яства. Здесь и крендельки, и ватрушки, и
бисквитная булка, и варенье, — а на самом видном месте — арбуз.
Самовар, чайник на нем расписной, с розанами, «поповский». Живопись
(арбуза) рисунок (губ) — силы, достойной Франца Гальса. Небо в
облачках порозовевших передано с изумительным совершенством. Осень
в небе, в городке, как игрушечной модели Троице-Сергиевой Лавры, в
«рядах» гостиного двора и каланче пожарной, в общем тоне. Это
первые дни августа. Спала жара, а расцвет ещё полный. Пейзаж —
российский. Быт, — русского Брегэля — неприкрашенный..."
Последний раз при жизни Кустодиева "Купчиха за чаем"
выставлялась в 1924 году на XIV Международной выставке искусств в
Венеции. После смерти художника она была через посредничество
Отдела изобразительных искусств Наркомпроса передана в Русский
музей.
В 1923 году Кустодиев ещё раз вернулся к теме купеческого чаепития
и написал ещё одну картину на этот сюжет:
При очевидном композиционном сходстве, обе картины существенно
различаются по колориту, и, как следствие, по настроению, более
лиричному и ностальгическому в первом варианте. К тому же в героине
первого "Чаепития" чувствуется индивидуальность и характер, она
явно женщина непростая, хотя мягкая и добросердечная, неглупая,
умеющая любить и радоваться жизни, а героиня второй картины
представляет собой достаточно типичный, почти лубочный образчик
русской купчихи, как бы сошедшей со страниц какой-нибудь пьесы
Островского.
P.S. О дальнейшей жизни баронессы Галины Адеркас, позировавшей
Кустодиеву, пракьически ничего не известно. Медицинский институт
она так и не закончила, вместо этого увлеклась музыкой, а точнее
вокалом (у нее было неплохое меццо-сопрано) и начала
профессионально работать как певица. Вроде бы она даде пела в
русском хоре при Управлении музыкального радиовещания Всесоюзного
радиокомитета, а так же, уже в 1930-е годы, занималась озвучкой
кинофильмов. Одно время предполагалось, что она могла выступать на
сцене Большого театра в Москве под ошибочно записанной фамилией
Андеркас, однако, скорее всего это была не она. Вероятнее всего
Галина Адеркас, а точнее Адеркас-Богуславская в дальнейшем
устроилась работать в цирк. Во всяком случае, в Рукописном отделе
Пушкинского Дома хранятся рукописные воспоминания за авторством Г.
В. Адеркас (инициалы не развернуты), озаглавленные «Цирк — это мой
мир...»
Очень может быть, что это действительно мемуары женщины, которая
когда-то позировала Кустодиеву. Но судя по всему исследователя,
который занялся бы установлением и идентификацией ее личности, так
и не нашлось.