ПРИКЛЮЧЕНИЯ САЛЬВАДОРА РОЗЫ
nikonova_alina — 06.07.2021Часть 4. Рим-2
Едва оправившись от болезни, которая чуть было не отправила
Сальвадора Розу на тот свет (трудно сказать, что с ним было, но,
скорее всего в Риме он мог подцепить малярию или перемежающуюся
лихорадку), молодой художник стал задумываться о возвращении в
итальянскую столицу. В родном Неаполе ему уже стало скучно, жизнь
казалось пресной и до отвращения провинциальной. Ему хотелось
столичного шума, праздника, людских толп, в общем, "движухи", как
сказали бы мы сейчас.
И он стал искать возможность вернуться в Рим, но только чтобы уже
не бедным просителем, а признанным и популярным мастером. И к тому
же свои римские уроки он усвоил превосходно. Он понял, что публику
нужно развлекать и пугать, давая ей испытать максимально сильные и
острые эмоции через восприятие художественного произведения.
И потому не долго думая, Роза написал картину "вызывающую в своей
натуралистичности", которая представляла титана Тития, терзаемого
коршунами. Если честно, то картину самого Розы на этот сюжет я не
нашла. Однако соответствующее произведение есть у Хусепе Риберы, в
мастерской которого, Роза, как известно, часто бывал. И я сильно
подозреваю, что Сальватор если не скопировал творение мастера, то
во всяком случае точно им вдохновлялся.
Роза отправил картину в Рим к своему другу из свиты кардинала
Бранкаччи, а тот смог пристроить её на художественную выставку (в
то время такие выставки проводились в Риме два раза в год). Картину
заметили и достаточно высоко оценили, и дорога в итальянскую
столицу была для Сальватора наконец-то открыта.
Он с триумфом прибыл в Вечный город летом 1639 года, был с почетом
принят во дворце кардинала Бранкаччи, и сам кардинал поручил ему
написать фрески в епископском дворце и алтарный образ в одной из
римских церквей. Часть этих фресок сохранилась, и, к сожалению,
уровень их исполнения свидетельствует о том, что Сальватор, мягко
говоря, не был прирожденный монументалистом.
Впрочем, Сальватор Роза и сам довольно быстро понял, что как
монументалист он по меньшей мере не очень хорош. Больше он таких
заказов не брал, да и теплого местечка в свите кардинала Бранкаччи
не стремился задержаться, предпочитая позиционировать себя как
"свободного художника".
В какой-то момент он вообще отошёл от живописи, и занялся театром.
Историю его театральных похождений я более подробно рассказала в
постах, посвященных картине "Аллегория лжи":
А потом то ли у него началась паранойя, то ли его враг Лоренцо
Бернини и правда нанял наемных убийц, но Роза предпочел не искушать
судьбу, принять предложение кардинала Джованни Карло Медичи, и
отправился во Флоренции.
Продолжение следует...