
САНДРО БОТТИЧЕЛЛИ. ПОРТРЕТ ЮНОШИ С МЕДАЛЬЮ. ОК.1474-75


Часть 3. Прочие версии
Несмотря на то, что версия о принадлежности модели портрета к
семейству Медичи представляется наиболее логичной, тем не менее
многие исследователи пытались найти и другие варианты для
идентификации личности неизвестного с медалью Козимо Старшего.
Эти альтернативные версии можно разделить на три части:
1. Скульпторы, которые могли иметь отношение к изготовлению медали
Козимо Старшего;
2. Известные и достойные личности, жившие во Флоренции в
соответствующую эпоху и имевшие связи с домом Медичи;
3. Автопортрет самого художника или портрет его брата.
Итак, среди авторов медали помимо наиболее вероятной кандидатуры
Донателло называют также Микелоццо ди Бартоломео, Кристофора ди
Жеремия и/или Никколо Фьорентино.
Что касается первой кандидатуры, то на мой взгляд онп совершенно
маловероятна, причем и как модель Боттичелли и в отношении
авторства медали. Микелоццо ди Бартоломео действительно работал на
Козимо Старшего, но по большей части занимался архитектурой, в
частности он построил знаменитый дворец Медичи-Рикарди. Он умер в
1472 году, причем на момент смерти ему было около 75 лет. Даже если
портрет неизвестного укладывается в эти рамки, то зачем,
спрашивается, художнику понадобилось так круто омолаживать свою
модель?
К тому же существует предполагаемое изображение Микелоццо ди
Бартоломео на картине Фра Анжелико "Снятие с креста" 1432-34 гг.,
где он уже представлен весьма немолодым человеком.


Второй из предполагаемых автороа медали - Кристофоро ди Жеремия - действительно был не только скульптором, но также медальером и ювелиром. Правда, он не имел никакого отношения ни к Флоренции, ни к Медичи, будучи родом из Мантуи, и проработав большую часть жизни в Риме при папском дворе (хотя, возможно и побывал во Флоренции в 1462 году). На момент написания портрета Кристофоро ди Жеремия, во-первых, находился в Риме и работал по заказам папы Павла II, а во-вторых, ему было около 60 лет. Так что и эта кандидатура скорее всего отпадает.

Никколо Фьорентино (Никколо ди Форзоре Спинелли), флорентийский медальер, - кандидатура более реалистичная и перспективная. Он работал при дворе Медичи и мог участвовать в создании медали Козимо Старшего. Но опять-таки все упирается в возраст. В середине 1470-х годов ему было уже хорошо за сорок, и изображать его в виде молодого человека Боттичелли, разумеется, не стал бы.

Вторая группа предполагаемых кандидатур — флорентийские гуманисты, мыслители, философы, деятели культуры. Конечно очень многим хотелось бы думать, что на столь замечательном портрете изображен человек исключительных нравственных и/или интеллектуальных достоинств.
Основным претендентом из второй категории считается Пико делла Мирандола, философ, интеллектуал, представитель раннего гуманизма, которого стали называть моделью для портрета Боттичелли еще в 18 веке. Это, конечно, личность, достойная во всех отношениях, но во-первых, он родился в 1463 году, и на момент написания портрета ему было лет одиннадцать-двенадцать. А во-вторых, существует профильный портрет Пико, написанный Кристофано дель Алтиссимо, и черты лица модели (подбородок, скулы, нос, прямой и тонкий, форма губ), представляются не слишком похожими на неизвестного с медалью.

И, наконец, третья версия, которая в настоящее время у западных исследователей считается наиболее приоритетной: портрет неизвестного это на самом деле автопортрет самого Сандро Боттичелли или же портрет его брата Антонио. Кстати, Антонио Боттичелли был ювелиром, и, в принципе, тоже мог участвовать в создании медали Козимо Старшего. Альтернативного портрета Антонио мне найти не удалось, но свой автопортрет Сандро вроде бы оставил потомкам, поместив себя среди персонажей своей картины "Поклонение волхвов" 1475 года.


Сам художник явно не похож на неизвестного с медалью - у него
светлые вьющиеся волосы и другой разрез глаз. Некоторое сходство
имеется лишь в форме губ и нижней челюсти. Вероятно, именно исходя
из этих соображений, приоритетной на сегодняшний день является
всё-таки версия о том, что неизвестный - это Антонио
Боттичелли.
Но тем не менее, на мой взгляд, даже автор медали Козимо Старшего
или самый преданный слуга дома Медичи не будет столь трепетно
прижимать изображение родоначальника семейства к груди. И таким
образом, все же неизвестный должен быть если не Джулиано Медичи, то
непременно членом этой семьи.
Предыдущие посты:
Часть 1.
Часть 2.