КАРЛ БРЮЛЛОВ. ИТАЛЬЯНСКОЕ УТРО vs ИТАЛЬЯНСКИЙ ПОЛДЕНЬ
nikonova_alina — 22.07.2021Часть 1.
В 1823 году Карл Брюллов впервые ступил на итальянскую землю.
Для молодых художников его поколения, не только русских, но и
европейских, Италия представлялась почти Землёй обетованной, и
попасть в Рим, Неаполь или Флоренцию было невероятной удачей, ради
которой можно было пойти на многое. Александр Иванов, например,
отказался от женитьбы, а Карлу Брюллову пришлось стать членом
только что созданного Общества поощрения художников, чтобы получить
средства на такую поездку.
Общество поощрения художников, созданное группой меценатов при
поддержке членов императорской семьи, как и любой грантодатель,
требовало от своих благополучателей детального и подробного отчёта
о том, на что они потратили полученные средства. Таким отчётом и
являлись созданные во время заграничной поездки картины. Одной из
первых отчётных работ, отправленных Карлом Брюлловым в Россию из
Италии оказалось "Итальянское утро".
Эта прелестная жанровая сценка с лёгким эротическим подтекстом, где
красивая молодая итальянка, по пояс обнаженная, умывается возле
фонтана, сразу понравилась всем, кто ее увидел как в Италии, так и
в России. Брюллов необычайно удачно выбрал модель, девушку с
классическими чертами лица и стройной фигуркой, так что даже
частично раздетая, она выглядит на редкость целомудренно.
Картина кажется наполненной нежностью, какой-то трепетной
невинностью и утонченной красотой. Утреннее, ещё пока не
ослепительное и жгучее, южное солнце ласкает спину героини, при
этом деликатно затеняя её юную упругую грудь и лицо. Солнечные
лучи, отражаясь от тонкой струи воды, текущей из фонтана,
подчеркивают тонкие черты лица героини: классической формы нос,
пухлые губы, полуопущенные веки с черными ресницами, под которыми
угадываются темные глаза. Героиня сосредоточена на утренем туалете
и не замечает ничего вокруг. При этом девушка полна природного
обаяния, она как будто сама излучает какое-то особое тепло. Детали
её облика, такие как простенькая сережка в ухе, делают ее образ ещё
более притягательным и близким зрителю.
Темный фон картины и необычный свет позволяют зрителям во всех
тонкостях разглядеть модель, не отвлекаясь при этом на какие-либо
дополнительные детали. Художнику удалось добиться исключительно
достоверных цветовых сочетаний, блестяще передать фактуру воды,
камня, смуглой теплой кожи.
Для самого Брюллова наибольший интерес представляла в данном случае
именно работа со светом. Он писал свою модель на натуре в утренние
часы, так что она действительно была освещена мягкими утренними
лучами солнца, при этом художник уделили особое внимание игре
светотени на смуглой коже героини. Сам он писал об этом так:
"...Я освещал модель на солнце, предположив освещение сзади, так
что лицо и грудь в тени и рефлектируются от фонтана, освещенного
солнцем, что делает все тени гораздо приятнее в сравнении с простым
освещением окна..."
Общество поощрения художников преподнесло "Итальянское утро" в дар
Александре Федоровне, супруге будущего императора Николая I, и она
выразила желание получить к нему какую-нибудь парную картину.
Заказ был передан художнику и ему пришлось прислушаться к мнению
своих спонсоров, поэтому спустя почти четыре года Брюллов приступил
к работе над картиной "Итальянский полдень", которая предполагалась
в качестве парной к "Итальянскому утру".
Продолжение следует...