ИВАН ШИШКИН. ДОЖДЬ В ДУБОВОМ ЛЕСУ. 1891
nikonova_alina — 30.07.2021Часть 1.
Наверное, если повнимательнее посмотреть, то можно найти загадку
даже в самой известной, так сказать, хрестоматийной картине,
которую во всех деталях мы помним ещё с детства. Вот, например,
"Дождь в дубовом лесу" Ивана Шишкина. Это одно из лучших поздних
его произведений, великолепный образец зрелого творчества
мастера.
И, спрашивается, какие могут быть загадки в пейзаже? Вот,
пожалуйста, все прекрасно понятно: теплый летний дождливый день
(прямо такой как у нас за окном сегодня), дубовая роща, размытая от
влаги дорожка, по которой идут люди, - одинокий прохожий и
супружеская пара. Ясно, что художник ставл себе вполне конкретную
задачу: передать игру света и тени при неярком свете пасмурного
дня, а также всю палитру оттенков летней рощи во время дождя.
Судя по воспоминаниям знакомых Шишкина, эту идею он вынашивал
достаточно долго. Однажды, когда он был на даче, во время ливня с
грозой его даже застали стоящим посреди двора босиком в глубокой
луже в совершенно промокшей одежде.
- Иван Иванович, вы тоже попали под дождь? - сочувственно спросили
у художника его друзья.
- Нет, я специально вышел под дождь! - взволнованно ответил Шишкин.
- Гроза застала меня дома. Увидел в окно это чудо и выскочил
поглядеть. Какая необычайная картина! Этот дождь, это солнце, эти
росчерки падающих капель... И темный лес... Хочу запомнить и свет,
и цвет, и линии...
Вполне возможно, что именно в тот момент, художник и "подсмотрел"
эту картину.
Художники вообще очень редко пишут дождь как таковой, а тем более
затихающий ливень, предпочитая изображать природу либо до, либо
после дождя. Но Шишкин, поставив себе невероятно сложную задачу, с
справился с её решением просто блестяще. Обычная для его работ
точность в передаче деталей здесь достигает высочайшего уровня.
Глубина пространства рощи максимально передается при помощи разницы
между четко и детально выписанными деревьями на переднем плане и
размытыми на среднем и заднем плане, которые с удалением вглубь
рощи постепенно теряют цвет и почти сливаются с густой
серебристо-серой мглой. Это тонкое прозрачное марево, колышущееся в
пространстве между деревьями, объединяет небо, землю и лес в единое
целое.
Важной смысловой и композиционной деталью является глубокая лужа,
расположенная переднем плане. Она расширяет пространство переднего
плана, задаёт динамику движения людей, включенных в пейзаж, а также
демонстрирует силу и мощь прошедшей грозы. Кроме того на ее чуть
рябящей глади отражается светлеющее небо, обещая скорое окончание
дождя и появление солнца.
Солнце уже совсем близко, его лучи пробиваются сквозь дождливую
пелену и освещают темно-зеленую дубовую листву, ярко-зеленую траву,
пни и камни у дороги, отражаются в лужах и создают золотистое
сияние возле стволов деревьев на заднем плане.
Можно сказать, что у Шишкина получился один из самых восхитительных
пейзажей, причем вопреки его обычому монументальному пейзажному
стилю, на сей раз у него получился пейзаж совершенно
лирический.
Кажется, что в «Дожде в дубовом лесу» художник откровенно
наслаждается всем многообразием и красотой окружающего его мира и
предлагает зрителю окунуться в этот теплый летний пейзаж, забыть
обо всех проблемах и невзгодах жизни.
И вот здесь и появляется загадка: зачем он включил в этот пейзаж
фигуры людей?
Продолжение следует...