ГЕНРИХ СЕМИРАДСКИЙ. ФРИНА НА ПРАЗДНИКЕ ПОСЕЙДОНА В ЭЛЕВСИНЕ


Часть 1.
У Генриха Семирадского после успеха его картин из древнеримской жизни появилась мечта - написать произведение не менее значительное, чем, скажем, "Светочи христианства", но только из жизни Древней Греции. Идея окончательно оформилась, когда он увидел картину Жана Леона Жерома "Фрина перед ареопагом" 1861 года. Семирадскому очень понравилась тема, но вот ее исполнение показалось совершенно неприличным.

Сам он оставил свидетельство о первлм этапе своих творческих
поисков в письме к конференц-секретарю Академии художеств Петру
Исееву:
«...Не знаю до сих пор, примет ли Россия официально участие в
парижской Всемирной выставке?.. На всякий случай готовлю большую
картину, крупнее Нероновых светочей. Сюжет её — Фрина, являющаяся в
роли Афродиты во время празднеств Посейдона в Элевзине. Давно я
мечтал о сюжете из жизни греков, дающем возможность вложить как
можно больше классической красоты в его представление. В этом
сюжете я нашел громадный материал! Солнце, море, архитектура,
женская красота и немой восторг греков при виде красивейшей женщины
своего времени, — восторг народа-художника, ни в чём не похожий на
современный цинизм обожателей кокоток. Картина уже
подмалёвана...»
Дело в том, что "Фрину" Жерома обвиняли в излишнем эротизме,
"чрезмерном смаковании наготы". И вот Семирадский, не отказываясь
полностью от эротического мотива, столь явно звучащего в картине
Жерома, решил создать произведение, которое оставалось бы в рамках
приличий, и которое можно было бы демонстрировать на публичных
выставках, а не только на закрытых показах для любителей клубнички.
В общем, он хотел пройти по канату над пропастью, сохраняя при этом
баланс.


Фрина была реальным персонажем античной истории, известной
афинской гетерой, вокруг имени которой сложилась масса легенд.
Основным ее достоянием считалось идеальной красоты тело, которое ей
удалось сохранить до преклонных лет. В юности она позировала самому
Праксителю (и спала с ним), а в зрелые годы вдохновляла художника
Апеллеса (и с ним тоже спала). Плутарх писал о ней: «Фрина
говорила, будучи уже в преклонных летах, что она получала самую
высокую цену от своих поклонников именно за репутацию».
Одна из легенд о Фрине, которую как раз и проиллюстрировал Жером,
касалась ее работы с Праксителем. Рассказывали, что когда скульптор
ваял образ Афродиты со своей возлюбленной, её отвергнутый поклонник
Евфий (или Евтиас) донес на нее властям, обвиняя гетеру в безбожии,
кощунстве и создании нового религиозного культа. Для суда над
Фриной собрался ареопаг, перед которым её защищал знаменитый оратор
Гиперид (также ее любовник). Увидев, что его речь не производит на
суд особого впечатления, Гиперид сдёрнул с Фрины её одеяние (по
другой версии свои одежды сбросила сама Фрина по знаку защитника),
и гетера предстала перед ареопагом обнаженной либо полностью, либо
до пояса. Красота Фрины произвела такое впечатление на судей, что
её оправдали, поскольку согласно греческим представлениям о
прекрасном, такое совершенное тело, какое было у гетерв, не могло
скрывать несовершенную душу, а потому она не могла быть ни в чем
виновна по определению.

Семирадский предпочел обратиться к другой легенде о Фрине.
Считалось, что гетера отличалась стыдливостью, и никто из
посторонних даже случайно не мог увидеть ее обнаженной. Она не
посещала общественные бани, одевалась в плотные одежды, прикрывала
волосы, прятала запястья, и даже любовников предпочитала принимать
в темноте. Но два раза в год, во время Элевсинских и Посейдоновых
мистерий, она вставала в портике храма обнажённой с распущенными
волосами, а затем шла через толпу прямо в море, чтобы воздать
почести богам. А затем изображала новорождённую богиню Афродиту,
выходящую из волн.
Как рассказывали, именно эта сцена, которую наблюдал художник
Апеллес, навела его на мысль запечатлеть образ Афродиты,
рождающейся из морской пены. И тогда он написал с Фрины свою
знаменитую картину «Афродита Анадиомена», предназначенную для храма
Асклета.

Вне всякого сомнения, Семирадский тщательно проштудировал все источники, рассказывающие о Фрине, прежде чем определиться с сюжетом. Он всегда подходил к работе системно, вот и на этот раз, прежде, чем засесть в своей римской мастерской, он отправился на этюды в Грецию, в Элевсин.

Продолжение следует...