На фоне полувековом, или ещё раз об "Иронии судьбы, или С лёгким паром!"
ida_mikhaylova — 08.01.2025 Теги: РязановПолучается, что пост выходит к юбилею фильма, поставленный в 1975 году Э.А.Рязановым, а впервые к зрителю он вышел 1 января 1976 года.
Надо же именно «Иронию...» Эльдара Александровича Рязанова не показали ни по одному ТВ каналу в прошлом теперь уже году — 31 декабря: своеобразная реакция, и, как говорится, своеобразное редкое поздравление.
Но я о своём. О житейских страницах истории через эту киноленту... Те, кто хочет услышать про пьянку и ляпы — им не ко мне. Так что не толпимся у входа, на выход — на свежий воздух.
Если весьма кратко и по делу, то извольте: фильм о двух людях, которым давно за тридцать и которые неожиданно для себя — вдруг полюбили. «Ну никто не должен был!»(С) Фильм — нонсенс.
Наверное в детстве мало фильмов нравятся до такой степени, что прямо ждёшь, если тебе 7 — 8 — 9 лет. А я млела от музыки, записывала в песенник слова песен и пела их в ванне, в душе. Квартира у нас ещё была краснокирпичная «хрущёвка» с окнами из ванны на кухню, но у нас окошко заменяла стеклянная раскрашенная красками мозаика. Если в шесть и семь лет голос был у меня без фальши, и я обладала музыкальным слухом, то после удаления гланд — голоса 1,5 года не было, просто шёпот и сипение; но выработала. Наверное никакие коллизии особо не трогали, но отмечала тонкое изящество женской фигуры и черт лица главной героини Наденьки, её стильность, лёгкость шага, нежность взгляда и улыбки, взлёт бровей, блеск локонов волос... Где-то через четыре года после премьеры фильма я сама пошла и купила в «Мелодии» пластинку с любимой музыкой и песнями, к тому времени я выучила наизусть все песни, в том числе и «Арию московского гостя». Когда мы познакомились с моим будущим мужем играла именно эта пластинка, мы просто слушали, за окном шёл ноябрьский дождь... Но я забежала слишком далеко.
По поводу этого фильма состоялся длительный разговор меня, четырнадцатилетней, с родной бабушкой Евдокией. Инициатором выступила она. Спросила, увидев меня в австрийских сапожках, ага-ага :« Чего это я по снегу и в сапогах на тонкой подошве да на шпильках?!». Молчу, слушаю дальше. Бабушка Дуся улыбается:
— Ты фильм новогодний Рязанова смотрела?! Про Ипполита и Женю с Павликом и другими?! Помнишь, как они перед домом Наденьки мёрзнут?
— Пусть мёрзнут, чего мне до них?! Ума нет — считай калеки.
— Тебе кто из них нравится?!
— Да никто не нравится. Мне музыка и песни нравятся, бабушка.
— А...песни...Песни хорошие все. Это правда.
Через год-два состоялся наш последней с ней разговор, где опять она упомянула «эту парочку», как-то это пришлось к месту, сказав что Женя для семьи и муж, и папа хороший будет. А вот с Ипполитом любая наплачется. Как хорошо, что судьба показала Наде какие оба в нестандартной ситуации: добрый и недобрый.
Я тогда придакнула, ведь в основном была согласна с бабушкой. Не стала говорить о том, что есть такие же ревнивцы и карьеристы как Ипполит, и женатые, живущие по привычке, правда и жёны у них такие же. Из Гали с Ипполитом получилась бы друг друга стоящая пара. Привычка свыше нам дана:замена счастию она(с). Ни Надя не любила Ипполита, ни Галя не любила Женю. Своего рода отношения, ведущие к мезальянсу обречены, — рано или поздно, лучше рано расстаться. А уж баня с друзьями или нет, сказка или не сказка, что-нибудь да произойдёт с теми, кто ждёт настоящее чувство. Любовь сама знает, когда и какой кому случай предложить. И никто в жизни не обещает стандартных вариантов, всегда индпошив.
Что ещё могу добавить?! Если бы сыграла Людмила Марковна — это был бы другой жанр, Олег Басилашвили не испортил бы фильм, но он тоже был бы другой и вряд ли бы я его, то есть мы всей семьёй хотели бы пересматривать. Несмотря на то, что Андрей Мягков не считал и фильм, и свою роль в нём сильными и достойными ежегодного пересмотра; считаю, что это одна из сильных, если не самая сильная его роль в кино, где его заменить просто некем( как и Барбару Брыльску из проб на роль Наденьки). Трудно вызывать искренние эмоции у множества зрителей одновременно, а тут тем более, как потом написала Барбара Брыльска, через откровенную неприязнь, но удалось оставить в кадрах только искру зарождающего чувства у двух взрослых и её развитие, и режиссёр смог этого добиться от актёров, и оператор это смог оставить на киноплёнке. Браво!
Наверное, не каждое хорошее кино оставляет шанс на чудо и вселяет в человека веру в настоящую любовь! Потому и готова пересматривать образец 1975 года снова и снова...