рейтинг блогов

История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

топ 100 блогов shakko.ru25.07.2021 Продолжаем разглядывать панораму аметистовых украшений. Вчера мы остановились на том, что в Средневековье было утрачено ремесло резьбы прекрасных гемм. Что же было дальше, как оно вернулось?

История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней
Аметистовая парюра, Англия, 1830-е. Pennisi (всего 23 тыс. евро)



V. Ренессанс и барокко

Характерные черты всей эпохи Возрождения повлияли и на судьбу аметистовых украшений: 1) интерес к античному наследию; б) развитие технических навыков мастеровых до очень высокого уровня.

Ренессансные ювелиры и их заказчики с пристальным вниманием занимались изучением сохранившихся античных камей, собирали их, делали копии. Разумеется, в римском наследии их привлекали не только формы изделий, но и материал. Поэтому с XVI века появляется огромное количество резных аметистов, которые неспециалистам очень трудно отличить от античных, тем более, что их авторы часто использовали античные сюжеты, и копируя реальные древние геммы, и придумывая собственные сюжеты.

Бюст Геракла в женском уборе. Франция, 16 век Эрмитаж
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Т.н. Меценат. 16 век, Эрмитаж
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Инталия, сидящий Сатир и коза, 16 век, Эрмитаж
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Использовали их, традиционно, в перстнях (тогда оправа тоже может выглядеть древней), и в подвесках. Однако роскошная оправа, явно сделанная после Р.Х. -- это не железное доказательство, что сама камея -- тоже неантичная, достаточно часто встречались ситуации, когда античные камеи вставляли в средневековые, ренессансные, барочные и проч. оправы.

Но вот примеры поздних камей с поздними же (на самом деле) оправами.

Подвеска. 1-я пол. 17 века. V&AM
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

The Gatacre Jewel, 1550-60, V&AM
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Аметистовые предметы, дошедшие до наших дней, становятся все более разнообразными по иконографии, а также более крупными по размеру, в частности, по той причине, что увеличивается количество разрабатываемых месторождений, и материала становится больше.

Бюст мужчины, 16 век, Италия. Эрмитаж
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

В ренессансных сокровищницах теперь можно встретить все больше таких крупных резных предметов, как эта посуда. Как я понимаю, также это связано с тем, что стали привозить как сырье эти крупные кристаллы поделочного камня, видимо, будучи непрозрачным, он стоил дешевле.

Кубок двойной. Вторая половина 14 века - первая половина 15 века. Палаццо Питти (Tesoro dei Granduchi)
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Фиолетовый камень оправляли с необыкновенной роскошью: полюбуйтесь на эти сосуды 16 века из Лувра.

История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Фрагмент предыдущего
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Эпоха барокко придает аметистовым украшениям больше роскоши и затейливости, полихромности; пропадает благородная "античная" красота и однотонность.

Commesso pendant with a female bust c. 1550-60. Royal collection
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Curiosity Figure (Seed Man). Ок. 1600. Италия. Walters Art Museum
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Наконец, ровно в то же самое время, что и до других драгоценных и полудрагоценных камней, до аметиста добирается такое изобретение, как огранка. Что полностью изменяет его судьбу (что любопытно, с гранатом такого не случится).

Крестик, 1680-1700, Португалия, V&AM
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

VI. Восемнадцатый век: классицизм и сентиментализм

Весь семнадцатый век я пропускаю, он как бы к предыдущей эпохе барокко относится. На самом деле там происходили очень важные процессы: ювелиры учились как следует гранить камни, переходя от простых форм огранки к сложным, с максимальным количеством граней.  К началу 18 века все открытия в огранке, в принципе, были сделаны.

Аметисту это пошло очень на пользу.

Иеремия Позье. Букет для корсажа. 1740-е. Эрмитаж. (подробно писала тут)
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

В отличие от, скажем, изумрудов, я не нашла в 18 веке особо много повседневных драгоценностей с аметистами. Они могли использоваться для полихромных ансамблей, как в букете Позье, но особенной прелести в граненых аметистах пока никто не видел. Такие украшения, как эгрет из Брит. музея, пока редки.

Эгрет, 1726-1775, Италия, British museum
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Для 18 века (и части 19 века) есть однако одно очень важное исключение: траурные драгоценности. Именно в украшениях, выражающих скорбь по усопшему, граненые аметисты встречаются в эту эпоху очень часто.

Большинство примеров -- английские; не знаю, насколько это было справедливо для других стран.

Траурная брошь (или подвеска?) в виде урны для праха, ок.1770-90, Англия. V&AM
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Кулон (открытый и закрытый вид) с локоном умершего во младенчестве принца Альфреда (1780-1782). Королевская коллекция
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Траурное кольцо, ок.  1775-1800. Британский музей
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Траурная брошь с локоном волос, надпись "J.A.S. BATEMAN. ESQ OB 28. MAR 1758..." Британский музей
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Траурное кольцо, ок. 1787, V&AM
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Эта традиция, к счастью, вышедшая из моды, была связана с тем, что в период траура одежда была очень строго регламентирована. Украшений практически нельзя было носить, кроме максимально темных, типа черного оникса. Надо посмотреть, был ли оникс уже в 18 веке. Пишут (1), что разрешение носить в траур украшения из аметиста было связано с тем, что его фиолетовый цвет воспринимался как темный, максимально близкий к черному.

Кроме того, поскольку тяга к классицизму сохраняется, во 2-й пол. 18 века воскрешается ремесло резных гемм, в том числе из аметиста; в этот период инструменты становятся еще качественней, потом возникают мануфактуры, производство бижутерии идет на поток. Сюжеты этих камей, опять таки, часто античные, хотя встречаются и явно современные. Отличить их античных проще, чем ренессансные -- видна все-таки некая механистичность работы, чересчур острые грани (новыми-то инструментами).

Кольцо с изображением трофея и купидона, 18 век, Британский музей
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Кольцо с изображением императрицы Екатерины II, Россия, 2-я пол 18 - начало 19 века. ГИМ
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Камея с головой Минервы. Авторы: James Tassie (?), William Tassie (?). Британский музей
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Тезей, победивший Минотавра. Италия, 18 век. Эрмитаж
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Если рисунок вырезан на граненом аметисте -- это четкая подсказка, конечно, про позднее столетие.

Бюст философа. Резчик Ламберт. Англия, 18 век. Эрмитаж
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Для более ранних вещей писать такие предостережения нет смысла, а вот когда мы говорим о предметах конца 18 века - то тут есть вероятность, что кому-то из нас такие предметы действительно могут попасть в руки на какой-нибудь барахолке или интернет-аукционе. Необходимо помнить, что эксперименты по имитации резных камей стеклянными пастами предпринимали еще римляне, а в 18 веке производство стеклянных "камей" уже поставлено на широкую ногу.

Наконец, еще одна крупная группа аметистовых предметов 18 века, она также связана с доступностью сырья (на рынке появились сибирские аметисты, в частности).

Табакерка в виде головы в тюрбане, сер. 18 века. Смитсониан
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Особенно красивы такие коробочки (табакерки, мушечницы, бонбоньерки), которые обыгрывают натуральную фактуру камня.

Bluejohn (Derbyshire Spar) box. 1780 - 1820. Royal collection
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Étui, Royal collection
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Royal collection
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

(Как и в предыдущих случаях, нельзя точно сказать: или англичане доминировали тогда в аметистах, или сейчас в оцифровке коллекций).

VII. Век девятнадцатый

Именно в этом столетии огранка аметистов и форма украшений с ними приобретает привычную нам форму (равно как и с другими камнями). Ведь мода на украшения меняется достаточно быстро, и это одна из главных причин, почему до нас дошло так мало украшений предыдущих веков: когда они становились старомодными, их разбирали, а по мере развития технологий старые "тусклые" камни с малым количеством граней перделывались на более многогранные: за счет этого они теряли в каратах, но приобретали в красоте.

Для начала все же остановим на исторических драгоценностях, типичных именно для 19 века. Во-первых, пока длится эпоха ампира, все также актуальным остается жанр резных камей.

Камея с профильным портретом короля Георга IV, 1820-30 гг. Royal collection
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

"Отдыхающий Геракл". 19 век. Эрмитаж
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Инталия "Зевс" (?), 18-19 век. Эрмитаж
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Печать-подвесок с гербом Огинских. 19 век. Эрмитаж. Резчик Доброхотов
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

При этом в 19 веке аметистовые камеи начали применять и в более сложных по цвету ансамблях: это потому что на смену монохромному и лаконичному классицизму пришел историзм, который подражал среднековым и другим историческим украшениям, где смело сочетались камни разных цветов.

Браслет. Ок. 1870, Британский музей
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Аметист в полихромных ансамблях встречается и раньше, но для этого должна быть причина. Например, в случае данного колечка -- подозреваю, потому что оно псевдо-готическое (что как раз любили в романтизм).

Кольцо, 1807-38 гг, Королевская коллекция. Принадлежало принцессе Феодоре Гогенлоэ-Лангенбургской, дочери герцогини Кентской от первого брака (т.е. единоутробной сестре королевы Виктории).
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Но главным трендом аметистовых украшений 19 века все-таки является использование набора крупных камней одного цвета в ансамбле, создание парюр. То же самое произошло с изумрудами, сапфирами и проч.

Парюра, автор: Jean Baptiste Bonnard, ок. 1824 - 1829, Рейксмузеум
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Франция, ок. 1830. Метрополитен-музей
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

При этом классические аметистовые украшения так хороши, что и сейчас украсят любую даму на красной дорожке.

Колье, ок. 1820. V&AM
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Серьги, ок. 1820. V&AM
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Франция, ок. 1830. Метрополитен-музей
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Другая особенность ситуации: очень большое разнообразие оттенков. И другой уровень цен. К этому времени на рынке -- не только сибирские аметисты (их, кстати, очень любил наш император Александр I и весьма популяризировал в Европе), но и бразильские.

Атт. Фаберже. Ок. 1909. Royal collection
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Подвеска в форме треугольника с завитками. 19 век. Эрмитаж
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Автор Eugène Feuillâtre, ок. 1902, Британский музей
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней
Крестик Мэри Текской, подарок от королевы Виктории, 1877, Royal collection
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Печать (ручка -- из топаза). Королевская коллекция
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Колье в стиле Renaissance Revival, автор Carlo Giuliano. 2-я пол. 19 века. Метрополитен музей
George IV 1820-30 кор.кол.jpg

Крест напрестольный. Мастер Н.П. (Николай Данилов Полтавцев). 1835. ММК
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

В дальнейшем Романовы внесли еще больший вклад в распространение аметистов, делая подарки с ними. Сейчас аметистовые парюры есть в личных собраниях королевских домов Великобритании, Дании, Норвегии, Швеции и проч. (чужой подробный пост).

По мере развития фантазии ювелиров аметистовые украшения становятся все более разнообразными. Мне лично больше всего нравятся анютины глазки.

Подвеска, 19 век, Смитсониан
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Британский музей, 1840-1850-е гг.
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Аметист используется и как поделочный камень.

Шкатулка, Россия, 1880-е, Эрмитаж
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Серьги, ок. 1840-1851, Франция, V&AM
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Слоник. Фаберже. ГИМ
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Ручка зонтика. Париж, ок. 1860, Сотбис
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Кроме того, аметисты пригодятся и суфражисткам, но про это я буду рассказывать отдельно как-нибудь потом.

Про моду на аметисты в украшения 20 века можно прочитать тут, я уже не стала углубляться.

VIII. Китайские аметисты

Ну и напоследок: просто галерея такого использования аметиста, который нам совершенно непривычен.
Китайские шедевры.

Рукомойник, империя Цин, период Цяньлун. Sotheby's
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней


Нормального описания этой традиции я не нашла, так что просто картинки из музеев и аукционов.

Фигурка женщины с мальчиком. Королевская коллекция
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Техника этой резьбы, видимо, называется sanduo, и большинство образцов ее, насколько вижу, относится к империи Цин.

Настольное украшение в виде цветов магнолии. Китай, династия Цин, 18 век, Эрмитаж
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Не нашла я и нормального описания того, что именно символизирует аметист для китайской культуры, но, очевидно, что-то позитивное, иначе его не использовали бы. Но, конечно, не так, как нефрит.

Табачный пузырек (китайский вид табакерки). 1750-1909 гг. V&AM
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

UPD из комментов: Аметист в Древнем Китае назывался водным нефритом. Символика аметиста в китайской культуре была прежде всего связана с его цветом. Фиолетовый цвет обозначал богатство и статус. Особенно в эпоху империи Хань. А ещё аметист использовался в фэн-шуй. Лаосы полагали, что аметистовые предметы нужно ставить в местах с наибольшим сосредоточением энергии ци в доме. Это все, что удалось вытащить из китайской энциклопедии.

Образец резьбы династии Цин, Sotheby's
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Подвеска "Белка и дыня", династия Цин, Sotheby's
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Образец резьбы династии Цин, Sotheby's
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Ваза, династия Цин, Sotheby's
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Подвеская, Кливлендский музей искусств
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Образец резьбы династии Цин, Sotheby's
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Парфюмерная бутылочка, Королевская коллекция
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Табачный пузырек (китайский вид табакерки). 1800-95 гг. V&AM
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

LACMA
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Табачный пузырек. Метрополитен
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Аналогично
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Ваза, Метрополитен
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Вазочка в виде тыквы-горлянки. Эрмитаж
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Сосуд с крышкой. Эрмитаж

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Очередной убойный текст Лорченкова: Бином новиопа Пишут, что лютым заукраинцем оказался советский бард "Никитин" с тошнотворно тёплыми, - как под плед или в маленьком концертном зале в Петах-Тыкве шептуна пустить - песнями про походы, Александру-Александру и все такое. По этому поводу ...
       В СМИ я всё чаще и чаще встречаю призывы так называемых патриотов России типа "Национализм спасет Россию. Русские должны править, владеть землей и проч. Слава России!". Меня это принуждает вспомнить сегодняшних украинских националистов, кричащих после всяких речей "Слава Украине!" ...
Сегодня вычитала в одной жжшке вот такой пассаж. "Ополченцы люди прямые, рассусоливать не будут, вчера лишний раз убедился. К стенке и готово. К СССР испытывают просто таки самые лучшие чувства и еще у всех обострена социальная справедливость" (с)Иван Октябрь-Колорадский Мальчики и девоч ...
И продолжение про жалость . Здесь могу поделиться собственными наблюдениями из работы с клиентами. Как только мы с клиентом начинаем жалеть какую-то часть личности, то она теряет силы. Это видно и по образам, и по состоянию клиента. И самое главное – клиент почти сразу сваливается в ...
    Не стал я учинять интригу, сразу раскрыв в названии поста ту аллюзию, что пришла мне в голову после просмотра ролика, в котором молодой талантливый режиссер объясняет, что им двигало при написании того самого покаянного послания:      «Хочу ...