![](/media/images/top/preview/icpicslivejournalcomshakkoru271088228556872855687_800.jpg)
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-7e1a7e.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2855687/2855687_800.jpg)
Аметистовая парюра, Англия, 1830-е. Pennisi (всего 23 тыс. евро)
V. Ренессанс и барокко
Характерные черты всей эпохи Возрождения повлияли и на судьбу аметистовых украшений: 1) интерес к античному наследию; б) развитие технических навыков мастеровых до очень высокого уровня.
Ренессансные ювелиры и их заказчики с пристальным вниманием занимались изучением сохранившихся античных камей, собирали их, делали копии. Разумеется, в римском наследии их привлекали не только формы изделий, но и материал. Поэтому с XVI века появляется огромное количество резных аметистов, которые неспециалистам очень трудно отличить от античных, тем более, что их авторы часто использовали античные сюжеты, и копируя реальные древние геммы, и придумывая собственные сюжеты.
Бюст Геракла в женском уборе. Франция, 16 век Эрмитаж
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-a9edcd.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2856113/2856113_600.jpg)
Т.н. Меценат. 16 век, Эрмитаж
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-44b20a.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2856296/2856296_600.jpg)
Инталия, сидящий Сатир и коза, 16 век, Эрмитаж
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-bd666e.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2856685/2856685_600.jpg)
Использовали их, традиционно, в перстнях (тогда оправа тоже может выглядеть древней), и в подвесках. Однако роскошная оправа, явно сделанная после Р.Х. -- это не железное доказательство, что сама камея -- тоже неантичная, достаточно часто встречались ситуации, когда античные камеи вставляли в средневековые, ренессансные, барочные и проч. оправы.
Но вот примеры поздних камей с поздними же (на самом деле) оправами.
Подвеска. 1-я пол. 17 века. V&AM
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-7e7266.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2856847/2856847_600.jpg)
The Gatacre Jewel, 1550-60, V&AM
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-c1924f.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2857200/2857200_600.jpg)
Аметистовые предметы, дошедшие до наших дней, становятся все более разнообразными по иконографии, а также более крупными по размеру, в частности, по той причине, что увеличивается количество разрабатываемых месторождений, и материала становится больше.
Бюст мужчины, 16 век, Италия. Эрмитаж
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-1dc333.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2857381/2857381_600.jpg)
В ренессансных сокровищницах теперь можно встретить все больше таких крупных резных предметов, как эта посуда. Как я понимаю, также это связано с тем, что стали привозить как сырье эти крупные кристаллы поделочного камня, видимо, будучи непрозрачным, он стоил дешевле.
Кубок двойной. Вторая половина 14 века - первая половина 15 века. Палаццо Питти (Tesoro dei Granduchi)
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-a3dd29.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2857626/2857626_600.jpg)
Фиолетовый камень оправляли с необыкновенной роскошью: полюбуйтесь на эти сосуды 16 века из Лувра.
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-f99271.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2857845/2857845_600.jpg)
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-4097c0.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2858152/2858152_600.jpg)
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-dda07a.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2858358/2858358_600.jpg)
Фрагмент предыдущего
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-55a91a.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2858747/2858747_600.jpg)
Эпоха барокко придает аметистовым украшениям больше роскоши и затейливости, полихромности; пропадает благородная "античная" красота и однотонность.
Commesso pendant with a female bust c. 1550-60. Royal collection
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-252767.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2858804/2858804_600.jpg)
Curiosity Figure (Seed Man). Ок. 1600. Италия. Walters Art Museum
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-1cf72b.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2859238/2859238_600.jpg)
Наконец, ровно в то же самое время, что и до других драгоценных и полудрагоценных камней, до аметиста добирается такое изобретение, как огранка. Что полностью изменяет его судьбу (что любопытно, с гранатом такого не случится).
Крестик, 1680-1700, Португалия, V&AM
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-9a3a92.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2859329/2859329_600.jpg)
VI. Восемнадцатый век: классицизм и сентиментализм
Весь семнадцатый век я пропускаю, он как бы к предыдущей эпохе барокко относится. На самом деле там происходили очень важные процессы: ювелиры учились как следует гранить камни, переходя от простых форм огранки к сложным, с максимальным количеством граней. К началу 18 века все открытия в огранке, в принципе, были сделаны.
Аметисту это пошло очень на пользу.
Иеремия Позье. Букет для корсажа. 1740-е. Эрмитаж. (подробно писала тут)
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-5bc4d1.jpg?from=https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/fd/Jeremia_Pauzie%27s_bouquet_%28detail%29.jpg/770px-Jeremia_Pauzie%27s_bouquet_%28detail%29.jpg)
В отличие от, скажем, изумрудов, я не нашла в 18 веке особо много повседневных драгоценностей с аметистами. Они могли использоваться для полихромных ансамблей, как в букете Позье, но особенной прелести в граненых аметистах пока никто не видел. Такие украшения, как эгрет из Брит. музея, пока редки.
Эгрет, 1726-1775, Италия, British museum
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-f611ac.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2859705/2859705_600.jpg)
Для 18 века (и части 19 века) есть однако одно очень важное исключение: траурные драгоценности. Именно в украшениях, выражающих скорбь по усопшему, граненые аметисты встречаются в эту эпоху очень часто.
Большинство примеров -- английские; не знаю, насколько это было справедливо для других стран.
Траурная брошь (или подвеска?) в виде урны для праха, ок.1770-90, Англия. V&AM
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-261519.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2859914/2859914_600.jpg)
Кулон (открытый и закрытый вид) с локоном умершего во младенчестве принца Альфреда (1780-1782). Королевская коллекция
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-14d7f5.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2860232/2860232_600.jpg)
Траурное кольцо, ок. 1775-1800. Британский музей
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-6cdbcd.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2860330/2860330_600.jpg)
Траурная брошь с локоном волос, надпись "J.A.S. BATEMAN. ESQ OB 28. MAR 1758..." Британский музей
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-53a728.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2860648/2860648_600.jpg)
Траурное кольцо, ок. 1787, V&AM
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-9b28a0.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2861040/2861040_600.jpg)
Эта традиция, к счастью, вышедшая из моды, была связана с тем, что в период траура одежда была очень строго регламентирована. Украшений практически нельзя было носить, кроме максимально темных, типа черного оникса. Надо посмотреть, был ли оникс уже в 18 веке. Пишут (1), что разрешение носить в траур украшения из аметиста было связано с тем, что его фиолетовый цвет воспринимался как темный, максимально близкий к черному.
Кроме того, поскольку тяга к классицизму сохраняется, во 2-й пол. 18 века воскрешается ремесло резных гемм, в том числе из аметиста; в этот период инструменты становятся еще качественней, потом возникают мануфактуры, производство бижутерии идет на поток. Сюжеты этих камей, опять таки, часто античные, хотя встречаются и явно современные. Отличить их античных проще, чем ренессансные -- видна все-таки некая механистичность работы, чересчур острые грани (новыми-то инструментами).
Кольцо с изображением трофея и купидона, 18 век, Британский музей
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-6ff470.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2861400/2861400_600.jpg)
Кольцо с изображением императрицы Екатерины II, Россия, 2-я пол 18 - начало 19 века. ГИМ
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-2bf723.jpg?from=https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f1/Ring_catherine_great.jpg/1031px-Ring_catherine_great.jpg)
Камея с головой Минервы. Авторы: James Tassie (?), William Tassie (?). Британский музей
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-372933.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2861282/2861282_600.jpg)
Тезей, победивший Минотавра. Италия, 18 век. Эрмитаж
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-cfcad7.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2861828/2861828_600.jpg)
Если рисунок вырезан на граненом аметисте -- это четкая подсказка, конечно, про позднее столетие.
Бюст философа. Резчик Ламберт. Англия, 18 век. Эрмитаж
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-75885f.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2861799/2861799_600.jpg)
Для более ранних вещей писать такие предостережения нет смысла, а вот когда мы говорим о предметах конца 18 века - то тут есть вероятность, что кому-то из нас такие предметы действительно могут попасть в руки на какой-нибудь барахолке или интернет-аукционе. Необходимо помнить, что эксперименты по имитации резных камей стеклянными пастами предпринимали еще римляне, а в 18 веке производство стеклянных "камей" уже поставлено на широкую ногу.
Наконец, еще одна крупная группа аметистовых предметов 18 века, она также связана с доступностью сырья (на рынке появились сибирские аметисты, в частности).
Табакерка в виде головы в тюрбане, сер. 18 века. Смитсониан
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-63ed35.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2862290/2862290_600.jpg)
Особенно красивы такие коробочки (табакерки, мушечницы, бонбоньерки), которые обыгрывают натуральную фактуру камня.
Bluejohn (Derbyshire Spar) box. 1780 - 1820. Royal collection
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-dcb1a9.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2862337/2862337_600.jpg)
Étui, Royal collection
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-4f864c.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2862687/2862687_600.jpg)
Royal collection
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-9e5a30.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2862917/2862917_600.jpg)
(Как и в предыдущих случаях, нельзя точно сказать: или англичане доминировали тогда в аметистах, или сейчас в оцифровке коллекций).
VII. Век девятнадцатый
Именно в этом столетии огранка аметистов и форма украшений с ними приобретает привычную нам форму (равно как и с другими камнями). Ведь мода на украшения меняется достаточно быстро, и это одна из главных причин, почему до нас дошло так мало украшений предыдущих веков: когда они становились старомодными, их разбирали, а по мере развития технологий старые "тусклые" камни с малым количеством граней перделывались на более многогранные: за счет этого они теряли в каратах, но приобретали в красоте.
Для начала все же остановим на исторических драгоценностях, типичных именно для 19 века. Во-первых, пока длится эпоха ампира, все также актуальным остается жанр резных камей.
Камея с профильным портретом короля Георга IV, 1820-30 гг. Royal collection
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-b550b4.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2864207/2864207_600.jpg)
"Отдыхающий Геракл". 19 век. Эрмитаж
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-27df3a.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2864403/2864403_600.jpg)
Инталия "Зевс" (?), 18-19 век. Эрмитаж
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-eaccfd.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2864767/2864767_600.jpg)
Печать-подвесок с гербом Огинских. 19 век. Эрмитаж. Резчик Доброхотов
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-664c67.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2865138/2865138_600.jpg)
При этом в 19 веке аметистовые камеи начали применять и в более сложных по цвету ансамблях: это потому что на смену монохромному и лаконичному классицизму пришел историзм, который подражал среднековым и другим историческим украшениям, где смело сочетались камни разных цветов.
Браслет. Ок. 1870, Британский музей
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-a19e01.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2865398/2865398_800.jpg)
Аметист в полихромных ансамблях встречается и раньше, но для этого должна быть причина. Например, в случае данного колечка -- подозреваю, потому что оно псевдо-готическое (что как раз любили в романтизм).
Кольцо, 1807-38 гг, Королевская коллекция. Принадлежало принцессе Феодоре Гогенлоэ-Лангенбургской, дочери герцогини Кентской от первого брака (т.е. единоутробной сестре королевы Виктории).
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-077ce6.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2865646/2865646_600.jpg)
Но главным трендом аметистовых украшений 19 века все-таки является использование набора крупных камней одного цвета в ансамбле, создание парюр. То же самое произошло с изумрудами, сапфирами и проч.
Парюра, автор: Jean Baptiste Bonnard, ок. 1824 - 1829, Рейксмузеум
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-0aa3c6.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2867659/2867659_800.jpg)
Франция, ок. 1830. Метрополитен-музей
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-3a6662.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2869714/2869714_800.jpg)
При этом классические аметистовые украшения так хороши, что и сейчас украсят любую даму на красной дорожке.
Колье, ок. 1820. V&AM
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-eccaff.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2866715/2866715_600.jpg)
Серьги, ок. 1820. V&AM
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-b79ee1.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2867152/2867152_600.jpg)
Франция, ок. 1830. Метрополитен-музей
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-f06251.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2869763/2869763_600.jpg)
Другая особенность ситуации: очень большое разнообразие оттенков. И другой уровень цен. К этому времени на рынке -- не только сибирские аметисты (их, кстати, очень любил наш император Александр I и весьма популяризировал в Европе), но и бразильские.
Атт. Фаберже. Ок. 1909. Royal collection
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-cf0d3a.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2866599/2866599_600.jpg)
Подвеска в форме треугольника с завитками. 19 век. Эрмитаж
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-e5f967.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2869068/2869068_600.jpg)
Автор Eugène Feuillâtre, ок. 1902, Британский музей
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-3d2455.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2867738/2867738_600.jpg)
Крестик Мэри Текской, подарок от королевы Виктории, 1877, Royal collection
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-18b262.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2868978/2868978_600.jpg)
Печать (ручка -- из топаза). Королевская коллекция
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-989539.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2868122/2868122_600.jpg)
Колье в стиле Renaissance Revival, автор Carlo Giuliano. 2-я пол. 19 века. Метрополитен музей
![George IV 1820-30 коÑ.кол.jpg George IV 1820-30 коÑ.кол.jpg](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-dd22db.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2868458/2868458_800.jpg)
Крест напрестольный. Мастер Н.П. (Николай Данилов Полтавцев). 1835. ММК
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-80d8c4.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2868686/2868686_800.jpg)
В дальнейшем Романовы внесли еще больший вклад в распространение аметистов, делая подарки с ними. Сейчас аметистовые парюры есть в личных собраниях королевских домов Великобритании, Дании, Норвегии, Швеции и проч. (чужой подробный пост).
По мере развития фантазии ювелиров аметистовые украшения становятся все более разнообразными. Мне лично больше всего нравятся анютины глазки.
Подвеска, 19 век, Смитсониан
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-be3ac1.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2865780/2865780_600.png)
Британский музей, 1840-1850-е гг.
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-b58081.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2866025/2866025_600.jpg)
Аметист используется и как поделочный камень.
Шкатулка, Россия, 1880-е, Эрмитаж
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-b1e473.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2870033/2870033_600.jpg)
Серьги, ок. 1840-1851, Франция, V&AM
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-30b6bb.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2867271/2867271_600.jpg)
Слоник. Фаберже. ГИМ
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-8cab61.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2869308/2869308_600.jpg)
Ручка зонтика. Париж, ок. 1860, Сотбис
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-456ea7.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2866388/2866388_600.jpg)
Кроме того, аметисты пригодятся и суфражисткам, но про это я буду рассказывать отдельно как-нибудь потом.
Про моду на аметисты в украшения 20 века можно прочитать тут, я уже не стала углубляться.
VIII. Китайские аметисты
Ну и напоследок: просто галерея такого использования аметиста, который нам совершенно непривычен.
Китайские шедевры.
Рукомойник, империя Цин, период Цяньлун. Sotheby's
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-4f37e3.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2870318/2870318_600.jpg)
Нормального описания этой традиции я не нашла, так что просто картинки из музеев и аукционов.
Фигурка женщины с мальчиком. Королевская коллекция
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-a67db3.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2870653/2870653_600.jpg)
Техника этой резьбы, видимо, называется sanduo, и большинство образцов ее, насколько вижу, относится к империи Цин.
Настольное украшение в виде цветов магнолии. Китай, династия Цин, 18 век, Эрмитаж
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-3bc7a0.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2870861/2870861_600.jpg)
Не нашла я и нормального описания того, что именно символизирует аметист для китайской культуры, но, очевидно, что-то позитивное, иначе его не использовали бы. Но, конечно, не так, как нефрит.
Табачный пузырек (китайский вид табакерки). 1750-1909 гг. V&AM
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-a315f6.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2871155/2871155_600.jpg)
UPD из комментов: Аметист в Древнем Китае назывался водным нефритом. Символика аметиста в китайской культуре была прежде всего связана с его цветом. Фиолетовый цвет обозначал богатство и статус. Особенно в эпоху империи Хань. А ещё аметист использовался в фэн-шуй. Лаосы полагали, что аметистовые предметы нужно ставить в местах с наибольшим сосредоточением энергии ци в доме. Это все, что удалось вытащить из китайской энциклопедии.
Образец резьбы династии Цин, Sotheby's
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-aa34d4.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2871449/2871449_600.jpg)
Подвеска "Белка и дыня", династия Цин, Sotheby's
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-3defc8.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2871579/2871579_600.jpg)
Образец резьбы династии Цин, Sotheby's
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-619c11.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2871904/2871904_600.jpg)
Ваза, династия Цин, Sotheby's
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-07e153.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2872207/2872207_600.jpg)
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-29a90b.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2872457/2872457_600.jpg)
Подвеская, Кливлендский музей искусств
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-185a8a.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2872601/2872601_600.jpg)
Образец резьбы династии Цин, Sotheby's
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-67a39f.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2872933/2872933_600.jpg)
Парфюмерная бутылочка, Королевская коллекция
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-6bd44a.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2873256/2873256_600.jpg)
Табачный пузырек (китайский вид табакерки). 1800-95 гг. V&AM
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-c56e12.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2873509/2873509_600.jpg)
LACMA
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-9619e5.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2873827/2873827_600.jpg)
Табачный пузырек. Метрополитен
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-4b172a.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2873954/2873954_600.jpg)
Аналогично
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-68b612.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2874268/2874268_600.jpg)
Ваза, Метрополитен
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-2cac23.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2874610/2874610_600.jpg)
Вазочка в виде тыквы-горлянки. Эрмитаж
![История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней](/images/main/istoriya-ukrasheniy-iz-ametistov-ot-renessansa-do-nashih-dney-a6799b.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2874776/2874776_600.jpg)
Сосуд с крышкой. Эрмитаж