Московский метрополитен в человеко-часах

топ 100 блогов rodline07.12.2016 Объединил два поста автора.

Оригинал взят у Московский метрополитен в человеко-часах torodinsson в Московский метрополитен в человеко-часах

Московский метрополитен в человеко-часах
Историческая справка:
К началу 1933 года было прорыто лишь 0,6 % от общей длины первой линии.
15 февраля 1935 года прошёл первый пробный поезд.

Т.е. в распоряжении метростроевцев 25 месяцев или 761 день.

Какой объём работ предполагалось провести?

По официальной информации, первую ветку метро в Москве начали проектировать в 1931-м, строить в 1933-м, а закончили в мае 1935-го.
Неплохая скорость: полтора года для первого метро в городе. А первого ли?
Взглянем на размер первого пускового комплекса: 11,2 км трассы, 13 станций.
"Грунта необходимо вынуть 2 З05 тыс. куб. м и уложить бетона 842,5 тыс. куб. м.
...
Все операции в шахтах - разработка, погрузка и размельчение породы, откатка вагонеток - также производились вручную. Проходка велась при сплошном деревянном креплении с разработкой сечения тоннеля по частям."
(с) Из книги "Метро" зам. нач. Метропроекта И.С.Шелюбского

Первые семь станций (от Сокольников до площади Свердлова) было решено строить "с закладкой на большую глубину закрытым способом безотлагательно".
При этом станции глубокого заложения представляли собой сооружения из трех параллельных тоннелей, между которыми располагалось 5-10 проходов.

На последнем, предпусковом, этапе особое внимание уделялось архититектурно-отделочным работам с использованием широкой палитры мрамора и гранита, добываемых в карьерах Крыма, Кавказа, Карелии, Урала. Для обработки облицовочных материалов был создан специальный завод, на Метрострое, с установками механизированной распиловки, фрезеровки и полировки плит. На станциях первой очереди была уложена в общей сложности 21 тысяча квадратных метров мрамора.

А вот как выглядел проект Московской Городской Железной дороги в 1902 году. Подвал здания и в нем едут поезда. Причем явно видно, что подвал-тоннель является частью здания, а не выкопан отдельно.
Московский метрополитен в человеко-часах

А вот как в 1936-м рисовали работу метростроевцев на почтовых марках. Гигантский тоннель, и вагонетка с землей, которую руками катит рабочий. Видимо, уровень механизации в начале 30-х был именно таков.
Московский метрополитен в человеко-часах

Предположим, что порода в тоннелях была аналогична углю в забоях, и технология добычи была аналогична.
Принимаем плотность 1,5т на кубометр, и стахановскую норму 100 тонн на человека (66,6 кубометров) за смену. Напомню, что нормой для шахтера на рубеже 30-х считались 9 тонн угля (6 кубов) за смену.
Следовательно, чтобы вынуть грунта 2З05 тыс.куб.м нужно 34924 стахановских смен. При трех сменах в сутки это 11641 стахановских суток. Пусть в тоннеле одновременно работает 18 забойщиков (2 щита), следовательно время проходки 646 суток или 1 год и 8 месяцев. Напоминаю, что все забойщики - "стахановцы".
По факту, риторика того времени была такая: "производительность труда строителей метрополитена была низкой...", "для строительства по-прежнему не хватало людей..."

В первом варианте успеваем, но попробуем с другой стороны. (если не принимать во внимание факт, что щиты работали только с марта-мая 1934-го, т.е. меньше года)
Если пересчитать объем вынутой породы через годовую норму одного шахтера в 30-х на Донбассе это 2 тыс.т в год, получаем:
2305 тыс.куб.м уменьшим на 0,6% и получим 2291170 куб.м грунта на 761 сутки это 3010 кубометров (4500 тонн) в сутки.
При пересчете в людей получаем 821 забойщика.
Примем диаметр тоннеля 5 метров (Хотя с диаметрами проходки под тоннели тоже не до конца ясно. В разных источниках диаметр тоннеля то 10 метров, то 7, то 5).
Площадь сечения 5-ти метрового тоннеля - 19,63 кв.м. Принимая площадь одного проходчика в 1 кв.м мы можем одновременно поставить в тоннель 19 человек (теоретически, конечно)
Т.е. одновременно нам нужно вести проходку 43 стенок или 22 отрезков тоннелей.

Судя же по существующему фото проходческого щита, одновременно работало всего 9 человек.
Московский метрополитен в человеко-часах
И тогда им нужно было разрабатывать 91 стену или 45 тоннелей одновременно. А это минимум 45 проходческих щитов. Которых "на самом деле", как известно, было только два!
Один английский «Markham», и один, скопированный с него, советский щит. Первый использовался с марта 1934-го, второй с мая.
http://www.leanok.ru/2015/09/prohodcheskie-shity-i-mokovskiy-metropoliten.html

Не успеваем катастрофически! Ну и вопрос, как стыковали эти куски тоннелей, оставим открытым.

Ну и еще напоследок.
За 30 лет до московского строился Лондонский метрополитен.
Фотографий его строительства десятки. А фотографий строительства московского кот наплакал.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
А точнее — для его желудка. По-другому не могу назвать это блюдо, потому как поедая его, мой муж чуть ли не мурчал от удовольствия) Для приготовления нам потребовалось: — ...
От этого раннего вставания можно совсем обезуметь. Человек должен высыпаться. Франц Кафка. Превращение. ...
В годы моей юности горох у нас в районе сажался в промышленных масштабах.. Помню ещё каждый год сеяли в разных местах. Но людская молва всегда доносила до нас место очередного засева и когда на дорожках и тропинках появлялись брошенные зачищенные стручки мы брали пакеты и отправвлялись в ...
Простота хуже воровства. Пожалуй, нет, не хуже. Но зло. Однозначно. Простые люди преследуют меня везде. Что бы ни написал, кого бы не откомментил – всегда появится человек, патетически вопрошающий о простых людях. Ты тут, мол, пишешь, бумагу мараешь, а им-то каково? И задумался я о простых ...
Здравствуйте, все ! Надеюсь, я не нарушаю правила написания и формата публикаций нашего лояльного сообщества. Если же, О, Святые Хербушки, модераторам пост мой не понравится или покажется посягательством на чьи-то авторские права, удаляйте, никаких обид не последует )) Итак, есть идея. ...