Химия экономики: как рушится неолиберальный миф о бесконечной ликвидности
alex_rozoff — 20.11.2021 В мае 2021 в статье https://alex-rozoff.livejournal.com/404652.html отмечено:В библейской мифологии Моисей 40 лет водил древних евреев по пустыне, пока не умер последний, помнивший египетское рабство.
В финансовой мифологи монетаристы 40 лет водили популяризаторов экономики за нос, пока не умер последний, помнивший картинку про ванну и две трубы (наливную и сливную), иллюстрирующую правило соответствия количества денег и товаров...
...Более удачная иллюстрация (https://studme.org) - ванна с буферным раствором.
Пока соотношение веществ в растворе остается в пределах т.н. "буферной зоны", кислотность не падает, хотя некто продолжает лить туда щелочь. Чудеса!
Но лишь только буферная емкость исчерпана - каждая следующая порция щелочи будет соответственно снижать кислотность.
Так и в финансовой экономике. Можно лить в мировую экономику необеспеченные деньги и, пока ситуация в пределах "буферной зоны", покупательная способность денег от этого не падает. Чудеса!
Но лишь только буферная емкость исчерпана - каждая следующая порция денег будет соответственно снижать их цену (т.е. повышать цену товаров). Инфляция...
Еще в 2012 экономисты намекали http://www.finmarket.ru/main/article/3086619
"к нынешнему мировому кризису привело появление огромного количества производных финансовых продуктов, фактически, необеспеченных ничем денег, стоимость которых в 2008 году вдвое превышала мировой ВВП"
Но неолиберальные политлидеры больше доверяли придворным визионерам, и продолжали (ради своих идиотских амбициозных проектов "Великой Перезагрузки") грузить денежную иллюзию на реальный рынок. Перегрузили. Сломалось.
Весьма доставляющий материал о том, как излом выглядит в Великобритании (цитирую выборочно).
...
20.11.2021 Четверть века назад британские политики разработали, как казалось, удачную финансовую политику, но сегодня наконец правда вылезла наружу, пишет The Telegraph. Мир может дорого заплатить за совершенные ошибки, но пока их последствия ощущают на себе только британцы, и они уже готовы взяться за оружие.
The Telegraph (Великобритания): катастрофическая ошибка элит разрушает экономические основы Запада. (Аллистер Хит / Allister Heath).
Великобритания отклоняется влево как в моральном, так и в культурном плане из-за растущей инфляции и обесценивания денег.
Как в Великобритании, так и за её пределами высокомерие, пренебрежительное отношение, экономическая амнезия и кратковременные некомпетентные решения годами разрушали денежно-кредитную политику. В результате капитализм начал терять способность работать эффективно и сбалансированно. Одержимость практически нулевыми процентными ставками и количественным смягчением приводит к неправильному перераспределению, помогает выдохшимся политикам и даёт власть зомбированному классу непродуктивных бюрократов из сферы бизнеса.
Последним отвратительным проявлением этой неудачной попытки противостоять тяжелой экономической ситуации стал скачок потребительских цен. Тех, у кого были сбережения, ограбили: за прошедший год растущая инфляция незаметно отняла как минимум 4,2%, а может даже и целых 6% от средств на банковских счетах. Зарплата среднестатистического рабочего снизилась в реальном выражении. Десятки миллионов рабочих, к своему растущему неудовольствию, наблюдают, как покупательская способность падает на глазах, а ведь ещё не подорожала национальная страховка. И это всё несмотря на разговоры об «уравнивании» и реальный рост оплаты труда в некоторых областях, например, у водителей грузовиков.
Традиционно считалось, что Банк не может сам заставить экономику расти: он может всё испортить или сгладить неровности, но точно не обогатить нас. Эта задача принадлежала частному сектору и правительственной политике в области налогообложения и расходов. Лучшее, что мог сделать банк, — поддержать низкую и стабильную инфляцию.
Три фактора изменили эту идею, вытеснив её новым, токсичным групповым мышлением.
Во-первых, до недавнего времени казалось, что низкие ставки и денежная эмиссия не могут спровоцировать большой рост потребительских цен. Так сложилось ошибочное мнение о том, что глобализация и технологии укротили инфляцию (при этом из виду упускают, что с 1997 года цены на товары и услуги в Великобритании выросли примерно на 90%).
Во-вторых, идеологически бесконтрольные тори больше понятия не имеют как повысить ВВП на душу населения. Тори считают, что рост замедлился по естественным причинам, и не могут признать, что виной всему новые нормативные ограничения, дисфункциональные и тормозящие развитие системы налогообложения, образования и социального обеспечения и, конечно, денежно-кредитная политика. И, наконец, во время финансового кризиса государственные деятели поняли, — можно положиться на центральные банки, которые напечатают больше денег и спасут их. Центральные банки, в свою очередь, смогли избежать ответственности за ужасные ошибки, создав себе имидж героев и спасителей мира.
Что мы имеем в итоге? Политики и банкиры, сговорившись, закрывают глаза на инфляцию и набивают экономику дешёвыми деньгами, чтобы хоть как-то удержать рост. Они поддерживают налоги и расходы, повышают стоимость активов, чтобы одурачить большинство и заставить его думать, что оно становится богаче.
Банк не хочет, чтобы его винили в разрушении экономики или сокращении государственных расходов.
Министерство финансов, пристрастившееся к низким ставкам, делает вид, что инфляция его не касается, и прекрасно осознаёт, что Банк Англии спас себя, наштамповав во время пандемии кучу денег.
Однако чрезмерный рост инфляции — это всего лишь видимый симптом болезни, уничтожающей наше общество: эгоистичные интересы правящего политико-технократического класса привели к катастрофическим последствиям, которые усиливают сами себя.
Это не настоящий свободно-рыночный капитализм, а его извращённое подобие, разрушающее общественный договор и подрывающее институт семьи [хотя, неясно, при чем тут семья? - A.R.]. Оно посылает дестабилизирующий сигнал о том, что единственный способ разбогатеть — быть уже богатым, что бережливость и тяжкий труд — пустая трата времени, отложенное вознаграждение — для дураков, а гедонизм, финансируемый долгами, решит все проблемы. Это приведет к чудовищной классовой войне, крайне левые потребуют ввести налог на дорогую недвижимость и вообще на всё богатство, повысить минимальные зарплаты и развязать руки профсоюзам, разрушив всё то, что осталось от экономики.
Дешёвые деньги уже убедили политиков, что в бюджете больше нет ограничений и расходовать теперь безопасно. Народное количественное смягчение, изначально продвигаемое крайне левыми, сегодня получило широкое распространение; многие «эксперты» теперь говорят, что наш «чрезвычайно низкий» государственный долг следует увеличить хотя бы на 50%.
Дешёвые деньги также поспособствовали развитию прогрессивных корпораций [здесь и далее под "прогрессивностью" понимается цифровизация, экологизация, толерантизация, и прочие неолиберальные эквиваленты святости. - A.R.], в том числе непродуктивного, но высокооплачиваемого сегмента среднего класса, занимающегося демонстрацией морального превосходства.
Они примерили на себя альтернативную роль прогрессивных вышибал, заставляющих частные фирмы подписываться на проекты по бесконечному достижению экологических и общественных показателей.
Из-за дешёвых денег компании участвуют в низкоприбыльных проектах, становятся ленивыми и менее эффективными. Это укрепило худший вид корпоративной бюрократии, подорвало активность многих фирм, которые теперь жертвуют прибылью ради прогрессивности.
Это безумие должно прекратиться.
[далее опубликованные там же комментарии - A.R.]
Don Coyote Лондонские ценности доконают нашу страну. Нужно срочно вывезти столицу из этой помойки и заново приобщить ее к истинно британским ценностям.
Nigel Mills Я работал и копил, чтобы купить приличный дом. Но в итоге сдался. И я такой не один. Еще мне пришлось отказаться от планов выйти на пенсию — по крайней мере, пока инфляционное цунами не сожрало остатки моих сбережений. Сказать, что я зол — не сказать вообще ничего. Правительство и Банк Англии плюнули в лицо всем честным и бережливым, вознаградив всех подлых, продажных, бестолковых и уже богатых. Надеюсь, их ждет заслуженная расплата.
Allan Edmunds В яблочко, Аллистер! Только вот правительства всех мастей и цветов вытворяют это уже 107 лет, с самого начала мировой войны в 1914 году. С 1780 по 1880 год инфляции не было вообще: большой дом или имение в 1880 стоили столько же, сколько в 1780. По странному стечению обстоятельств, этот период здоровых денег на золотом стандарте совпал с периодом, когда Великобритания была промышленным и финансовым центром планеты.
Перевод https://inosmi.ru/economic/20211120/250947853.html
Оригинал https://www.telegraph.co.uk/news/2021/11/17/catastrophic-elite-failure-destroying-economic-foundations-west/
Расширенное пояснение к комментарию Allan Edmunds опубликовал авансом 10 лет назад колумнист The Guardian Адитья Чакраборти:
18 ноября 2011 Жалкие остатки. Почему Великобритания больше не производит товары?
За последние 30 лет британская промышленность сократилась в размерах на две трети. По масштабам деиндустриализации Великобритания превзошла любое другое крупное государство мира. Это было сделано во имя экономической модернизации – но что же пришло на смену?
Что стало причиной деиндустриализации? В значительной степени, это происходит из-за сказок о направлении развития Великобритании, которые как консерваторы, так и лейбористы рассказывают на протяжении добрых 30 лет... Теперь уже ясно, что блестящие перспективы постиндустриального будущего так и не материализовались.
То, что подавалось как экономическая модернизация, в сущности привело к упадку отраслей промышленности, на смену которой часто не приходило ничего.
(основательный анализ, выполненный м-ром Чакраборти - по ссылке):
https://lenta.ru/articles/2011/11/18/industrydeath/
...Такие дела...