Ханские буузы и жемчужная лапша
p_syutkin — 27.09.2021Уже давно у нас стало традицией все свои путешествия считать гастрономическими. С самых первых поездок в начале 90-х еда почему-то была среди важных «пунктов» любого тура в Европу или Азию. Но в последние лет десять много путешествуем и по России. С не меньшим кулинарным удовольствием.
Вот и на днях Ольга Сюткина вернулась из Бурятии. И сразу же – Торжок.
- Вы спросите меня, когда я все успеваю? – говорит Ольга. - А я вам отвечу: сама не знаю. Вчера - Бурятия, сегодня - не забыть, все написать, поделиться с вами впечатлениями, передать вам частичку радости от поездки. Испечь хлеб, сделать фото, подготовиться к поездке в Торжок на Фестиваль хлеба.
На этом фото как раз натюрморт между двух поездок. Бездрожжевой хлеб из цельнозерновой муки для выступления в Торжке и воспоминания о Бурятии - кедровый самогон и байкальский омуль.
А вообще, поездка в Бурятию буквально «снесла крышу». Как же такие впечатления придают сил и вдохновения!
Бурятия – прекрасна! Бурятия - это такое место силы, что дух захватывает! И это чувствуешь во всем - в тишине высоченных сосен, в шуме баргузина. В дацанах - даже не объяснить, что за магическая сила притягивает прийти сюда и как можно дольше не уходить. Просто сидеть, смотреть, слушать. Поездка к «семейским» староверам – еще одна картинка любопытной мозаики этого региона.
И все-таки главная цель путешествия - гастрономическая. Не случайно она была организована при поддержке Министерства туризма, Минсельхоза Бурятии и Международного эногастрономического центра. Главное событие - фестиваль «Кухня Великого Хана». Все довольно реалистично, без легенд, основано на исторических документах - книге «Кухня Великого Хана», написанной придворным врачом в 1330 г. Причиной отойти от насыщенной, тяжелой традиционной при китайском дворе в то время монгольской кухни, послужила болезнь жены императора Туг Тэмура. Рецепты дошли до нашего времени и переведены на русский язык. Путь перевода был непростой – со старокитайского на китайский, затем на английский и только потом на русский язык.
Три ресторана Улан-Удэ приняли участие в фестивале - «Тэнгис» «Тала» и «Орда». И каждый приготовил по три старинных рецепта из той самой книги. Шеф-повара умело перепрочитали, перепридумали, смогли талантливо приготовить и попытались передать вкус и настроение. Характер такого далекого от нас времени.
Ресторан Ресторан "Тэнгис" - холодный суп на пахте с жареной рыбой, овощами, горчицей и базиликом. Второй суп, наоборот, обжигающая похлебка (с раскаленными камнем при подаче) с ячменем и мясом боргойского барашка. Саламат из ячменя и сметана. И буузы Великого Хана с цедрой мандарина. Подача удивила. Буузы, они ведь по форме напоминают юрту. Так вот подача была под выпеченным колпаком, как красивая дорогая юрта кочевника. Весь интерьер ресторана представлен в национальном монгольском стиле - это все видно по фотографиям. И даже традиционный, обязательный чай с молоком, нам варили на огне.
Ресторан «Тала»- другой стиль. Мягкий, неброский, минималистический, но в каждом незначительном элементе прослеживается национальный характер. Даже ручеек, выложенный из керамики на полу, - это привычная для степи картинка. Все узнаваемо. Не ошибешься - ты в Бурятии.
Сначала, как положено чай - хозяев нельзя обижать, не выпив пиалу до дна. Потом насыщенный бульон. Бульоны - неотъемлемая часть бурятской и монгольской кухонь, он обязательно присутствует за завтраком в отеле на шведском столе. Буузы в этот раз совсем легкие - с баклажанами, подача - погорячее, на камнях. Лапша - так же традиционное блюдо, но следуя старинному рецепту - «жемчужная». На фото вы ее узнаете. Повара придумали, как приготовить ее действительно «жемчужной». И все как положено по рецепту - с мясом и овощами. Очень интересное решение.
И последняя дегустация в ресторане «Орда! Как обойтись кочевнику без живого огня при приготовлении пищи? Густой суп на бульоне из баранины с кедровым молочком, ячменем и перловкой. Подача с небольшими шашлычками из баранины, которых коснулся живой огонь. Суп легкий, но питательный и сытный. Наверное, коренные жители привыкли к таким объемам. Но нам было довольно сложно: насыщение наступало после десятка ложек. А потом, конечно, обязательные буузы, на этот раз с цедрой апельсина и имбирем. Кстати, мы и сами попробовали слепить буузы с 33-мя складочками. Но я как ни старалась, руки упрямо лепили вареник.
И снова лапша, на этот раз из ячменной муки с добавлением пшеничной. Надо взять для себя на вооружение - это вкусно!
Представляете теперь, как это было непросто - попробовать такое количество вкусной еды, а потом дать оценку. Но мы справились! И в последний день вместе с министром туризма Бурятии Алдар Доржиев вручили дипломы всем ресторанам и шеф-поварам!
Фестиваль закончился, но блюда монгольской кухни останутся в меню ресторанов. Они будут соседствовать там с уже привычными для местных жителей, но для нас, туристов, совершенно не знакомыми кушаньями.
Хушууры, шулэн, хирмаса - я, как и вы, о них и не слышала. Мясо яка и богойскую говядину еще не ела. Все впереди! А ресторан «Орда», кстати, есть и Москве.
Бурятия, до новых встреч!
|
</> |