
Германский дух и рога


Изучив в предыдущих постах тему о германских рогатых богах, жрецах и рыцарях на протяжении последних нескольких тысяч лет, начиная с бронзового века, пришли мы, наконец, к моменту истины и будем разбираться, откуда пошел современный образ рогатых викингов и как он связан с нацизмом и белым супрематизмом (и это не мое утверждение, а американское, я даже ссылку позже дам)
И, кстати, ранее по теме, если вдруг кто пропустил
Тайны рогатых шлемов бронзового века
Про загадки морского пути, или при чем тут кельты
О нерогатых викингах
Тайны рогатого Одина
Тайны рогатого Одина -2
Итак, первый образ викинга в рогатoм шлеме, совсем никак не связанный с древнегерманским богом, жрецом или неким религиозным ритуалом / культом, появился в 1820-е годы. Изобразил этот рогатый шлем вот таким довольно смешным с современной точки зрения образом шведский иллюстратор Юхан (Август ) Мальстрём для "Саги о Фритьофе"

Юхан (Август ) Мальстрём. Иллюстрация к поэме Сага о Фритьофе 1820-е годы. Слева фрагмент иллюстрации с рогатым шлемом
Однако феодальная экономика постепенно заменялась в Европе буржуазной, а буржуазии ака капиталистам монархические династии откровенно мешали не только сословностью общества, но и тем, что монархи определяли границы своих суверенных владений, устанавливали правила ведения бизнеса и торговли и мешали создавать единые сетевые рынки сбыта за пределами этих границ.
Поэтому вместе с революционерами в виде разнообразных тайных обществ подмастерий, марксистов и так далее в Европе начали формироваться мощнейшие национальные движения. Россию, кстати, это тоже не обошло, оба направления чудненько были представлены западниками и славянофилами (калькой германского движения, перенесенного на российскую почву).
И Германской империи должна была соответствовать германская имперская национальная идея, в основу которой легли пангерманизм, немецкий романтизм и романтический германский национализм, родившие в результате специфический германский архетип
Характернейшой чертой германского романтизма в XIX веке было смутное томление по высшей, идеальной действительности, по совершенной гармонии жизни и искусства - Sehnsucht, оно же тоска по-русски. Растущее осознание недостижимости идеала часто приводило романтиков к пессимистическому миросозерцанию под названием Weltschmerz - "мировая скорбь" или "мировая боль".
Романтический национализм выражался в идеализации национального прошлого и культуры, делая акцент на тех исторических периодах, когда та или иная страна /территория /общность находилась на пике известности. Например, в Скандинавии это была эпоха викингов.
В запутанной истории Священной Римской империи, частью которой были разрозненные германские княжества с центрами и столицами за пределами Германии с веком величия было слегка напряженно, поэтому культовым произведением германской национальной мифологии стала средневековая эпическая поэма под названием "Песнь о Нибелунгах"
Как видим, здесь в основном персонажи из германских племен, ассимилированных позже в народ, который сейчас называется французы, но во время великого переселения народов они одно время жили на Рейне, в связи с чем и попали в великое и достойное воспевания прошлое Германской империи, на котором может основываться мифология уже о современной великости

По мотивам "Песни о Нибелунгах" Вагнером был написан знаменитый цикл из четырёх эпических опер "Кольцо Нибелунгa" (1848—1874) , основанный не только на "Песне о Нибелунгах", но и на реконструкциях германской мифологии и исландских сагах, в результате чего в опере появились и Вотан/ Один, и валькирии, и викинги

Фотографии костюмов Одина для оперы Р. Вагнера "Кольцо Нибелунгa" на основе эскизов Дёплера
И именно "Кольцy Нибелунгa", а также творчеству немецкого художника Карла Эмиля Дёплера мы и обязаны первыми образами германцев в рогатых шлемах, ставшими со временем чуть ли не каноническими. Именно создание 500 эскизов различных костюмов для первой постановки оперы Р. Вагнера "Кольцо Нибелунгa" в открытых в 1876 году байрёйтских фестивалях считается одной из наиболее значительных работ Карла Эмиля Дёплера как театрального художника. Сам Вагнер нашёл эти наброски "слишком историчными" В действительности, конечно, это образы не имеют никакого отношения ни к истории, ни к реальности в нашем сегодняшнем понимании Но они имеют очень много общего с германскии культурными традициями средневековья.

Современные реконструкции топфхелмов с насадками то ли крыльев, то ли рогов
Если Вы помните нашлемные геральдические украшения из поста о тевтонских рыцарях, некоторые из которых выглядели то ли как рога, то ли как крылья, то здесь явно видно развитие именно этой темы. Шлемы Одина/ Вотана и Валькирий Дёплер украсил в традициях средневекового рыцарства, придав нашлемным украшениям вид ангельских крыльев, смешав таким образом язычество с христианством.
Это имеет отношение еще к одному крайне популярному тогда движению под названием Мифологическая школа, а именно теория происхождения христианства, которая отрицает реальность Иисуса Христа как исторической личности и рассматривает его исключительно как факт мифологии, такой же как и Один с Тором и прочими валькириями

Карл Эмиль Дёплер. Экизы костюмов Валькирий для оперы Р. Вагнера "Кольцо Нибелунгa"
А вот шлемы обычных викингов Дёплер украсил рогами
В общем, костюмы по эскизам Дёплера были созданы и использованы в театре, a в 1881 году они были, вместе со всем остальным реквизитом первых постановок "Кольца", переданы директору оперы Ангело Нойману, который отправил байрёйтскую труппу с гастролями по всей Европе. После этого костюмы Дёплера стали считаться для "Кольца Нибелунгов" классическими, то есть им стали повсеместно подражать

В 1876 году Карл Эмиль Дёплер создал рогатые шлемы для первой постановки на Байройтском фестивале оперы Вагнера "Кольцо нибелунгa".

Карл Эмиль Дёплер. Экиз для оперы Р. Вагнера "Кольцо Нибелунгa"

Карл Эмиль Дёплер. Экизы и костюм с рогатым шлемом для оперы Р. Вагнера "Кольцо Нибелунгa"
Про оперные костюмы здесь больше не будет, посмотрим вместо этого на костюмы в кино, где явно видно, что копировали идеи Дёплера. Вот примеры некоторых из ранних фильмов про викингов и древних германцев
"Зигфрид" (Siegfried) Италия, 1912 год

Кадр из фильма "Зигфрид" (Siegfried) Италия, 1912 год

Кадр из фильма "Зигфрид" (Siegfried) Италия, 1912 год

Кадр из фильма "Зигфрид" (Siegfried) Италия, 1912 год
"Клятва викинга" (The Oath of a Viking) США, 1914 год

Кадр из фильма "Клятва викинга" (The Oath of a Viking) США, 1914 год
"Нибелунги" (Die Nibelungen) Германия 1924 год

Кадр из фильма "Нибелунги" (Die Nibelungen) Германия 1924 год

Кадр из фильма "Нибелунги" (Die Nibelungen) Германия 1924 год

Кадр из фильма "Нибелунги" (Die Nibelungen) Германия 1924 год
Ну и поскольку этот фильм немецкий, культовый и по времени съемок уже достаточно близкий к Гитлеру и нацизму, упомяну еще одно немецкое движение, зародившееся в конце XIX века. Называлось оно ни много ни мало как Народное движение, использовало идеи учения ариософии, введённого Гвидо фон Листом, и, сочетаясь с идеями пангерманизма, националистического романтизма и социал-дарвинизма, собственно и послужило фундаментом для идей Гитлера
Про Гвидо фон Листа известно, что он вырос в католической семье преуспевающих торговцев, однако в юношеском возрасте пережил откровение в катакомбах под церковью, в результате которого поклялся создать храм Вотану / Одину.
Кроме этой специфической германской народности ака германского архетипа вообще-то австриец Гвидо фон Лист был еще и основателем арманизма - некой эзотерической системы, оказавший серьёзное влияние на нацистский оккультизм.
Почему я слово австриец подчернула? А напомнить на всякий случай, что проект Украина являлся именно австрийским проектом, поэтому опосредованно в современных неонацистах Украины с их странной смесью славяно-германских языческих культов и мешанины из Перуна и Одина так хорошо просматривается знакомый нацистский оскал ХХ века. Да еще в совокупности с ментальной жесткостью и любовью фотографироваться раньше на фоне виселиц и замученных жертв в концлагерях, а сейчас замученных до смерти российских военнопленых и мирных украинских жителей.
Тот самый германский архетип свирепых и беспощадных викингов / берсерков с добавлением всяких оккультных рассказов, что викинги и гунны после схватки с грозными врагами пили их кровь, чтобы обрести могущество и силу побежденных противников.

Зал обергруппенфюреров в германском замке Вевельсбурга. В замке Вевельсбурга Гиммлер намеревался устроить центр германской национал-социалистической "новой религии", которая создавалась идеологами СС как соединение язычества древних германцев, "истинного", ещё "не отравленного евреями" христианства и оккультизма прошлого века. Там собирались члены "Аненербе" (Наследие предков) — организации, существовавшей в 1935—1945 годах и созданной для изучения традиций, истории и наследия нордической расы с целью оккультно-идеологического обеспечения государственного аппарата нацистской Германии.
Дабы не перегружать пост рассказами про прямую связь древнегерманского фольклора с нацизмом, дам ссылку на соответсвующую научную статью. Все, кому интересно, могут почитать поподробнее. Нацистский миф сквозь призму германо-скандинавской мифологии
А потому что архетип жутко садомазохистский, равных оотношений не принимает, судя по всему. Или в доминированных, или в опущенных. Либо пан, либо пропал
США до 1960-г годов были государством WASPов, то есть государством с германским архетипом и культурным кодом, после 1960-х WASPы стали меньшинством, но у власти до сих пор все еще в основном они
"Викинг" (The Viking) США 1928

Кадр из фильма "Викинг" (The Viking) США 1928

Кадр из фильма "Викинг" (The Viking) США 1928

Кадр из фильма "Викинг" (The Viking) США 1928

Кадр из фильма "Викинг" (The Viking) США 1928

Кадр из фильма "Викинг" (The Viking) США 1928
Согласно данным с сайта imdb за полвека (с 1900 по 1950 год) всего в мире было снято 18 фильмов, связанных с темой великого германского прошлого.
Во второй половине ХХ века до развала СССР (за 40 лет) на эти же темы было снято 77 фильмов, включая советско-норвежское совместное производство - "И на камнях растут деревья", где в качестве положительного героя советскому человеку показали захваченного в плен викингами раба из ильменских словен и как этому рабу классно у викингов жилось. Интересная, насыщенная приключениями жизнь раба за границей...

В 2010-е и 2020-е годы было снято 170 фильмов, мультфильмов и сериалов. Включая российский фильм "Викинг", где князя -крестителя Руси практически оскорбили, назвав викингом - морским пиратом и разбойником иностранного происхождения. Показав продвинутыми личностями и бесстрашными воинами скандинавских наемников-гастарбайтеров, которых на Руси вообще-то называли варягами, а слова викинг вообще не знали, a славянское население Киева выставив бритыми олигофренами с ошейниками на шее в рубище и на капище
Кроме Голливуда решающую роль не только в раздувании великости древних германцев, но и в подтасовывании истории об их якобы великости сыграла незабвенная наша википедия. Эпоху викингов вставляли везде и повсюду, мельком упоминали там, где германцев вообще в принципе даже рядом стоять не могло. И капелька за капелькой, как вода камень точит, точили умы граждан. Вот в качестве примера, как можно подтасовывать
Ниже дается скриншот из статьи википедии о кельтском союзе племен под названием галаты, вторгшемся на Балканский полуостров и в Малую Азию в 279—277 годах до н. э. повоевавшем слегка с местным населением за ресурсы и территорию и в V веке среди этого местного населения растворившимися. Где-то там на территории современной Турции, тогдашней части Римской империи, еще даже не ставшей отдельной Византией. Рим окончательно пал в 476 году

Не знаю, как кто, а я это называю "накачка". Рогатыми викингами, варягами, нордичностью, норманностью и прочей германской великостью зрителей и читателей специально накачивали, великость эту безмерно раздувая
На Украину можно даже не смотреть, там все понятно. Можно посмотреть на другие страны.

Вот, например, в 2015 году появилось движение Солдаты Одина
В Финляндии..
И быстро стало международным, причем распространилось в очень специфических странах - в Австралии, Бельгии, Канаде, Германии, Нидерландах, Дании, Норвегии, Швеции, Эстонии, США, Великобритании, Португалии и Испании.




Подумайте: меха, которые носят одичалые в "Игре престолов", рогатый шлем, который надел Губка Боб Квадратные Штаны в день Лейфа Эриксона, а также татуировки в сериале "Викинги" и его побочном продукте "Вальхалла". Другими словами, они подумали, что это выглядит круто, а затем сделали это частью своего образа. К черту реальную историю викингов!
Привет не только российским упоротым норманистам, но и некоторым популярным блогерам, пропихивающим на своих каналах на ютьюбе идейки про то, что русы - это какие-то гребцы шведские и прочую чушь. И опосредованно через этот антинаучный норманизм и почитание викингов пропихивающие в Россию обыкновенный нацизм
Продолжение следует
|
</> |