Человек и власть денег / Художественные образы фильма "Идиот" (1958)
nash_dvor — 29.05.2022Среди русских классиков Ф.М. Достоевский является одним из самых экранизируемых в мире авторов. И тем не менее в СССР с 20-х годов по 50-е Достоевский присутствовал в отечественной культуре на положении двусмысленном и полулегальном, как не совсем соответствующий советской идеологии.
Pазрушил этот заговор молчания вокруг Достоевского Иван Пырьев, экранизировавший в 1958 году первую часть романа "Идиот"
При сценарной переработке романа Пырьев опустил большое количество сцен и диалогов, выбрав в качестве "единого нерва" те события, что разворачивались вокруг Настасьи Филипповны. Впоследствии, объясняя своё представление об экранном воплощении "Идиота", режиссёр говорил: "Стоит, вспоминая содержание романа, как бы слегка прищуриться; тогда исчезнет из поля зрения второстепенное и остаются человек и власть денег"
По словам Пырьева, доминирование в "Идиоте" крупного плана было вызвано стремлением показать спектр чувств на лицах героев, приблизить к зрителям их глаза — "такое решение логически вытекало из романов Достоевского".
Клавдия Половикова - Нина Александровна Иволгина
Вера Пашенная - Генеральша Епанчина
Обсуждение трактовки ленты, её интонации поставило съёмочную группу перед необходимостью определиться, будет ли это цветное кино или чёрно-белое. Изучая иллюстрации к произведениям Достоевского, художники фильма обратили внимание на то, что изображения к его повестям и романам часто выполнены в графике. Тем не менее, как впоследствии признавался режиссёр, создателей картины "влекло к цвету"
"Ещё в самом начале работы нам мерещились такие кадры, как пролившееся от испуганного движения Гани красное вино, растекающееся лужей крови. В сопоставлении со словами князя это должно было рождать предчувствие беды. В нашем представлении многое из происходящего сливалось с отблесками свечей в люстрах, канделябрах и бра, кровавых языков горящего камина и так далее. Все это, как нам казалось, требовало цвета. <�…> В цвете мы искали эмоционального дополнения к кадру, а не его раскраски" — Иван Пырьев
Юлия Борисова - Настасья Филипповна
Красный цвет доминирует в доме Епанчиных и салоне Настасьи Филипповны – в фильме это цвет роскоши и порока, а также силы и страсти; в холодной гамме выдержаны виды Петербурга, интерьеры квартиры Иволгиных – это цвета улицы, бедности, цвета страдания.
Квартира Иволгиных
Характерно, что и в доме Епанчиных генеральша с дочерьми (когда генерал уходит к Настасье Филипповне) принимают Мышкина в серой гостиной, их платья выдержаны в холодной гамме (кроме Аглаи – в черно-белом).
Дом Епанчиных
Настасья Филипповна приходит со скандалом в серо-голубой дом Иволгиных в розовом платье с алым пером на шляпе. Символика цвета, организованная по этому же ассоциативному принципу (с незначительными вариациями), прослеживается на протяжении всего экранного действия.
Кадр из фильма
Красный цвет в киноленте, в целом, доминирует. Крупные планы, призванные показать душевное состояние того или иного героя, зачастую сопровождаются контрастным освещением, иногда красным (отсвет огня в камине). Освещение подчеркивает то же цветовое противопоставление, его усиливает грим – серо-голубые тени под глазами Мышкина, Рогожина, Епанчина и других героев.
Леонид Пархоменко - Парфён Рогожин, Юрий Яковлев - Князь Мышкин, Никита Подгорный - Ганя Иволгин
Символическое значение цвета свойственно художественному миру Достоевского, однако писатель использует цвет гораздо более сдержанно, апеллируя, как правило, к менее очевидным ассоциативным связям; цветовые характеристики в творчестве Достоевского сложны, полисемантичны. В киноленте же цвет, как и монтаж, использован для укрупнения драматических противопоставлений.
Душевное состояние главных героев создатели фильма стремились передать также через игру цвета и света — это проявляется, к примеру, в эпизоде, когда князь Мышкин, словно пребывающий в "ином измерении", вспоминает о трагической судьбе односельчанки Мари: рассказчик сидит в комнате Епанчиных на фоне портьеры, красный цвет которой соотносится с огнём в камине и горящими свечами в канделябрах.
Кадр из фильма
Кадр из фильма
Натурные съёмки пришлось снимать весной, в условиях тающего снега. Для того чтобы достоверно показать проезд князя в санях по заснеженной улице, участники киногруппы засыпали бегущие ручьи сначала опилками, затем — гипсом. Чтобы прутья металлических заграждений выглядели заиндевелыми, их смазывали последовательно вазелином и нафталином. Этим же кристаллическим веществом присыпали верхнюю одежду героев, создавая иллюзию запорошённых снегом шуб и пальто
Художником фильма был Стален Волков, а костюмы создавал Константин Савицкий. Тот же самый художник по костюмам, которому мы обязаны шикарными образами фильма "Бриллиантовая рука". К сожалению, его эскизов к этому фильму не сохранилось, да и вообще информации о самом художнике нигде не найти. Но зато в музее Бахрушина и Музее кино сохранились эскизы художника по костюмам Лидии Ивановны Наумовой, которая также участвовала в поисках образов персонажей
Видимо, эскизы Наумовой были выполнены с оглядкой на исполнителей главных ролей – князя Мышкина и Настасьи Филипповны. Костюм сидит на князе мешковато, на эскизе в пометках режиссёра написано, что пиджак должен быть тёмным, тогда как у художницы он серый. Лицо – красивое, в обрамлении густых волос, бородки, тонкие черты и большие страдальческие глаза.
Наумова Лидия Ивановна Эскизы костюмов к фильму "Идиот" (1958) из Театрального музея имени Бахрушина. Слева Настасья Филипповна. Справа Мышкин.
Первоначально роль Настасьи Филиповны должна была играть Евгения Козырева — для неё были даже были пошиты костюмы. Но когда была отснята четверть картины, её создатели обратили внимание на молодую артистку Театра имени Вахтангова Юлию Борисову. Она почти не имела кинематографического опыта и поначалу отказалась от роли Барашковой. Согласие от Борисовой было получено, когда остались неотснятыми только сцены с Настасьей Филипповной. Времени на репетиции и постепенную разработку рисунка роли уже не оставалось, и актриса практически сразу вышла на съёмочную площадку в платье, сшитом для Козыревой
Свидетельством того, что костюмы в картине выполняют роль художественного элемента, раскрывающего характеры, чувства и настроения персонажей, является уже первая сцена в вагоне поезда.
Кадр из фильма
В этой сцене камера показывает "тщательно костюмированных пассажиров" — это и проводник в форменном мундире, и Мышкин в сером широком плаще с шарфом, и Рогожин в тяжёлом тулупе из мерлушки. Князь и купец, сидящие друг против друга, явно принадлежат к разным социальным группам, однако выглядят поначалу как "зеркальные отражения": "Оба бледные, с синевой под глазами"
Кадр из фильма
Костюмы Настасьи Филипповны призваны, по мнению исследователя Анастасии Белоконь, подчеркнуть внутреннее смятение, душевный разлад героини.
Юлия Борисова - Настасья Филипповна
Она облачена то в бархатную шубку, то в эффектное атласное платье с алой нижней юбкой, однако в её нарядах практически всегда присутствует яркая чёрная деталь — это либо вуаль, скрывающая выражение лица, либо перо в шляпе. Собственный день рождения она отмечает в платье опять-таки чёрного цвета. (кадры под катом)
Качество плохое, но зато костюмы можно разгядеть целиком в разных ракурсах
Костюм Аглаи Епанчиной иной — он строг, симметричен, в нём преобладают холодноватые оттенки. В фильме Пырьева Аглая неуловимо похожа не столько на Настасью Филипповну, сколько на её портрет, и князь при встрече с Епанчиной это отмечает.
Юрий Яковлев - Князь Мышкин и Раиса Максимова - Аглая Епанчина
В облике Рогожина объектом внимания исследователей становится булавка в виде жука, которой заколот шарф персонажа (эта деталь есть и в романе Достоевского). Доктор филологических наук Татьяна Касаткина предполагает, что аксессуар в виде жука-скарабея, с которым купец появляется на приёме у Настасьи Филипповны, не случаен: он символизирует "оживающую душу"
Леонид Пархоменко - Парфён Рогожин
Лично мне кажется, что именно сейчас такая трактовка очень актуальна, уже в глобальном плане
Дмитриева А. Б. Образы из произведений Ф. М. Достоевского в эскизах театральных костюмов и декораций (на примере работ из собрания ГЦТМ им. А. А. Бахрушина), 2017 год.
и
Круглов Р. Г. Интерпретация художественного мира Ф. М. Достоевского в фильме И. А. Пырьева «Идиот» 1958 г., 2015 год.