ГеГеСИЙ
likushin — 12.06.2024 Жан-Мари Гюйо «Мораль Эпикура» (1899 год).Прочитываю:
«Гегесий, ученик Аристиппа, так же, как и Эпикур, считал удовольствие единственным благом. Но, по его мнению, благо это редко встречается во всей своей полноте. Он утверждал, что за надеждой следует разочарование, а за наслаждением – отвращение, и в жизни сумма страданий превосходит сумму наслаждений. Нигде нет счастья и нигде оно не осуществимо.
Гегесий утверждал, что искание счастья – тщетно, так как в действительности мы всегда находим больше страданий, чем удовольствий. И чтобы меньше ощущать страданий, есть только одно средство – сделать себя равнодушным, притупить чувствительность. Но даже улучшенная таким образом жизнь не лучше, чем смерть. Те, кто утомились жизнью, согласно Гегесию, могут исцелиться от неё.
Поэтому Гегесию дали имя "проповедника смерти".
Толпы слушателей валили к нему, учение его быстро распространялось. И по слову своего учителя, его ученики кончали с собой. Это взволновало царя Птолемея (Гегесий учил в Египте), и он, боясь, что самоубийства примут характер эпидемии, велел закрыть школу и изгнать учителя».
Хорошо сравнить это с формулой Сартра (см.: «Кулу Се», ниже-раньше).
***
Люди давно сознали тупиковость, безысходность своего существования. По крайней мере, иные из людей – те, кто задумался. Пробовали менять «плюс» на «минус», «белое» на «чорное», революционизировать дело, строя дорогу через страдание в удовольствие, и проч. Но вот ведь что: до сих пор эти гордецы и упрямцы отказываются признать откровенное. Лгут сами себе, прячутся сами от себя, в надежде на то, что как-нибудь «само разрешится», что откроется наконец «великий Смысл жизни», который оправдает, непременно оправдает их на суде. На суде, который длится всё время существования человеческого рода, и в котором сыщик, судья, прокурор, адвокат и обвиняемый – одно и то же лицо. Это же лицо представляет публику в зале судебного заседания. Но так и должно быть в жизни: смерть когда ещё, а сегодня будем делить яблоки, делить по «справедливости», поскольку доподлинно известно, что всем яблок не хватит, даже если Марс яблоневыми садами под завязку забить. А «справедливость», она что дышло: верчу, кручу, обмануть хочу. Сыщик становится обвиняемым, прокурор – адвокатом, судья идёт в публику, и так по кругу. Хоровод масок в дурном представлении «общества спектакля». И так «без конца».
***
Но жить надо. Жить вопреки всем и вся. Жить, а не размахивать по поводу и без тщедушной, трусливой дубинкой с магазинным шильдиком «расстрелять!» («расстреливать»-то кто-то другой будет, специально обученный дядя, это же не «моя» работа).
Тоже мне, справедливолюбцы Алёшеньки Богомазовы.
Эх, дамоспода, дамоспода!