Где больше идеологии: в СССР или в современном мире?

топ 100 блогов anlazz08.09.2022 В продолжение прошлого поста .

Кстати, сейчас становится понятным, что трактовка СССР, как государства с мощным "идеологическим прессингом" не просто ошибочна. А - если так можно сказать - "абсолютно ошибочна", потому, что уровень идеологического давления там был на порядки меньше, нежели в современном капиталистическом обществе.

Такое понимание можно показаться странным - а для людей, находящихся в рамках антисоветского мировоззрения - и просто диким. Ну, в самом деле, какое в современном обществе "идеологическое давление", если идеология в нем часто (как в РФ) просто запрещена законом? Впрочем, более разумные люди тут могут возразить на то, что данный формальный запрет мало на что влияет. (На самом деле любая формальность, сама по себе, не влияет вообще ни на что.) И что реально т.н. "демократические государства" идеологию, все же имеют - только называется она по другому.

Например, в США это принято именовать "гражданской религией". Точнее, именуют это не только в США и не только применительно к США, просто там это явление проявлено наиболее сильно. Ну да: все эти постоянные ритуалы с поднятием флага, пением гимна, с разрисовкой всего, что угодно в "национальные цвета" (звезды, полосы в Штатах присутствуют везде - от футболок до автомобилей), постоянное упоминание "американской свободы" и "отцов-основателей" - все это очень сильно напоминает религиозные действа. (Кстати, подобные вещи часто копируют - например, Украина это сделала один в один.)

Надо ли говорить о том, что именование США "неидеологическим государством" просто смешно. И что-то подобное есть везде - в том смысле, что "уважение своего флага и гимна", а так же установка на то, что именно "наша страна" исповедует самые правильные ценности, распространена по всему миру. На этом фоне любые отсылки к "отсутствию официальной идеологии" становятся просто глупыми: ну, в самом деле, разве можно считать "неидеологическим" общество, в котором устанавливаются, скажем, квоты на количество представителей "разных гендеров" на том или ином посту.

Впрочем, данный момент уже достаточно очевиден для того, чтобы любой думающий человек - как уже было сказано - его увидел. И заодно сравнил с тем, что было в СССР - если, конечно, он помнит это - увидев, что все эти "советские ритуалы" на самом деле совсем не советские. (Кстати, это было ясно с самого начала: вся "советская ритуалистика" - начиная с массовых парадов и заканчивая "муралами" на зданиях - заимствовалась большевиками именно с Соединенных Штатов, кои в 1910 годах считались самым прогрессивным государством в мире.)

Тем не менее, даже эта самая "гражданская религия" во всех ее проявлениях представляет собой всего лишь самый "верхний" и явный слой идеологизированности современного капиталистического общества. Поскольку под ним лежат еще более важные вещи, по сравнению с которыми даже пресловутое "пение гимна в школах" выглядит детской игрой. Речь идет, разумеется, об идеологии "победы в конкуренции", которая, собственно, и являет собой идеологический базис современного мира.

Например, я в прошлом посте приводил сравнение советской "политической литературы" с современными рекламными каталогами. По схожести восприятия их населением: ни то, ни другое не вызывает особого энтузиазма в плане желания прочесть - максимум, пролистают пару страниц. Но если советские "материалы съездов" и разного рода "малые земли" печатались, во-первых, пусть большими, но все же ограниченными тиражами, а во-вторых, на них не особенно тратились в плане качества, то рекламные буклеты - это иное. Поскольку они одновременно и очень многочисленны - сейчас совокупный их тираж превышает тираж той же "художки". И часто - очень дороги в плане исполнения.

Что, конечно, нравиться типографиям - собственно, сама "бумажная литература" и существует в современном мире именно потому, что печатники основные доходы имеют с "буклетов". Но при этом выглядит совершенно бредово с точки зрения существования общества: это, фактически, прямой перевод бумаги в макулатуру. А ведь "бумажная реклама" - это не самый большой процент рекламного бизнеса. Та же "электронная" занимает много больше места. И никого давно не волнует тот момент, что в фильме длительностью часа полтора размер рекламных пауз может составлять до половины этого времени. (А ведь есть еще и "прямая" реклама в самом фильме.)

Однако и ТВ тут - как это не удивительно - не чемпион. Поскольку настоящая вакханалия подобного действа творится в Интернете, где еще лет десять назад основную часть траффика (порядка 50%) составляли пресловутые "боты". То есть, особые программы, занимающиеся - по большей мере - распространением рекламных материалов, сбором доказательств того, что "это работает" (учет посещаемости, просматриваемости и т.д.), а так же "накруткой" этих доказательств. Сейчас, думаю - в связи с ростом пропускной способности каналов связи, мощности компьютеров и развитием AI - количество "ботов" только выросло. (Думаю, что сейчас "бототрафик" подошел где-то к 80%, если не выше.)

Надо ли говорить о том, что эффективность подобных действий не слишком велика. В том смысле, что реклама, конечно, влияет на выбор покупателя, однако не так фатально, как можно было бы подумать. (По проводимым исследованиям увеличение рекламного бюджета в два раза ведет к росту продаж не более 10%.) Однако это если говорить о "прямой выгоде". Поскольку гораздо более важным тут выступает то, что данная реклама настраивает ее получателей на вполне конкретный "лад". А именно: на то, что все в жизни можно купить, и сделать это может каждый.

Ну да: сколько уж издевались над тем, что в рекламе приобретение какой-то банальнейшей вещи - вроде йорурта, шампуня или жвачки - на порядки провышает сексуальную и социальную значимость. ("Ведь ты это достойна!") Делает из "дурнушки" красавицу, из больного - здорового, а из лузера - винера. Надо только захотеть, только - как любят говорить либералы - "оторвать жопу от дивана". А уж заработать нужные деньги после данного момента будет не просто - а очень просто: достаточно посетить множество семинаров-вебинаров-курсов и т.д. (За небольшой прайс, конечно - но эти деньги много меньше того моря счастья, что получаешь, следуя "правильным" рекомендациям.)

Что это такое, нежели не идеология? В том смысле - ежели не привитие людям мысли о том, что именно через покупку того или иного можно добиться всего в жизни? (И все твои проблемы проистекают из того, что ты не купил, что ты не ведешь себя так, как множество красивых людей на телеэкранах или мониторах.) По сравнению с этим моментом вопрос о приобретении того или иного шампуня, сырка или автомобиля оказывается вторичным: не важно, на что ты конкретно потратишь деньги, главное, чтобы эта трата стала твоим главным смыслом существования.

Разумеется, это не значит, что подобная направленность формируется сознательно, что существует некий "рекламный заговор", имеющий целью управлять поведением людей. (Как в старом фильме "Чужие среди нас", где инопланетяне программировали землян через рекламные стенды.) Нет конечно, все это происходит исключительно "автоматически", исходя из системного устройства современного общества. Но сути это не меняет - в том смысле, что на современного человека ежесекундно обрушивается огромное количество "внешних установок", заставляющих его жить так, как надо хозяевам этого мира.

На этом фоне и пресловутая "гражданская религия" начинает выглядеть крайне тускло. А уже "та самая" советская "идеология", с ее практически "детскими" приемами - которые обходились на раз-два - вообще, без "попадания в мозг". Ну да: упоминание о "решении съезда" и "дорогом Леониде Ильиче" было обязательным в предисловии к любым книгам - но предисловия никто никогда не читает! Равно как мало кто читает "передовицы газет", переходя сразу к новостям спорта и прогнозу погоды. Что же касается "специальных политических книг", то их - как уже не раз говорилось - мало кто читал. Включая даже тех, кому это было вменено в обязанности. (Если более-менее крупных начальник - то у него для этого есть референты.)

Именно поэтому смешно сравнивать по "идеологизированности" советское и современное общество. В том смысле, что советская идеология при сравнении с современной рекламой просто теряется - и по масштабу воздействий. (Нет такого места в современном мире, где бы не было рекламных плакатов.) И по количеству вовлеченных в данное действо лиц и ресурсов. (Сколько в современном мире людей, связанных с рекламой - включая последнюю на сайтах? Думаю, процентов пять от всех работающих будет. Ну, а про те же деньги - доля которых у крупных ТНК на "рекламный бюджет" может превышать 50% - и говорить нечего.)

Другое дело, что и эта идеология - как любая другая - рано или поздно, но должна была вызвать у общества отторжение. Однако, во-первых, из-за неочевидности данного факта - мало кто задумывается о том, что основная социальная роль рекламного баннера состоит не в навязывании выбора товара, а в программировании поведения - это отторжение часто не рефлексируется. А, во-вторых, очень многие видят в этом "легко обходимый социальный артефакт". ("Ну, я ведь не бегу покупать "колу" после каждой ее рекламы" - заявляют они - "значит, это не работает.)

Базовую же идею данной идеологии - возможность получения счастья через товарно-денежные отношения - не замечают, и поэтому не пытаются отвергнуть. Поэтому подобная система оказывается очень устойчивой. Слишком устойчивой.

Что, в конечном итоге, и ведет к ее гибели по причине диалектичности мира. Но об этом надо будет говорить уже отдельно...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Очередная подборка смешных высказываний и комментариев из социальных сетей и других частей интернета. ...
Полагаю, очень многие, особенно из идеологически более-менее близких, со мной не согласятся, но расстрел Николая II и его супруги это одно из немногих деяний большевиков, которые я одобряю. Причём именно в той, подвально-бессудной форме, в которой оно было осуществлено. Поскольку если ты, ...
Посмотреть приквел к Ведьмаку. И там в первой серии типа появляются эльфы ...
Вы уже видели, уверена, выход Украинской и Русской красавиц, а теперь - смертельный номер. У самоходного деда появилась самоходная баба! «Этот выход американской красотки на Мисс Вселенная в полной мере отражает состояние США на данный момент: амбиций много, а сил уже нет. Колосс на ...
Все турбопатриоты постоянно задают вопрос - Почему ВС РФ их не уничтожают? Логика конечно в этом  есть. Действительно. через мосты НАТО тащит вооружения группировке ВФУ на Донбассе. Без снарядов, пополнения живой силой и тяжёлыми вооружениями группировка давно откатилась бы и от ...