Форма татами


«Шкала»
Немного скучной теории в продолжение предыдущего поста.
От чего в конечном счете зависит успешность и долгосрочность применения политической модели?
В первую очередь от культуры. Цивилизация способна до некоторой степени нивелировать минусы, характерные для того или иного строя и подсветить ее плюсы.
И наоборот.
Например, классическое определение демократии невозможно без включения трех элементов: общественного мнения, парламентской системы и гражданского общества.
Первый и третий напрямую репрезентуют собой культурную составляющую.
Раз уж речь зашла, то обсудим и ее за компанию.
Вопрос это еще более запутанный и в нем обоснованно потонуло гигантское количество благих намерений.
Фактически, единого определения здесь не существует.
Можно говорить массовой и элитарной культурах (т. е. избирающих и избираемых, соответственно).
Они могут значительно отличаться друг от друга, как на одной территории, так и по ряду критериев.
В каждом из отсеков есть место осмыслению влияния политики на жизнь или political cognition (PC).
PC зависит от уровня образования и осведомленности о технической стороне политических процедур. Чем выше и то и другое, тем выше PC.
Следующий критерий – отслеживание новостной повестки и актуализация политической позиции по ряду вопросов или political awareness (PA).
Здесь влияет не столько образование, сколько традиции и распространенность СМИ.
Дальше можно говорить о формировании чувства к определенным событиям и публичного выражения своей позиции или political feeling (PF).
Тут есть прямая корреляция с бытовой культурой.
Наконец, существует актуальное участие в социальной жизни. Условно назовем это political objective (PO).
Добровольное участие в общественных движениях, группах по интересам и политических ритуалах.
В этом месте снова всплывает образовательный ценз и «историческое наследие».
Если утрировать и не лезть в бутылку, то на этом можно остановится. Перед нами своеобразная матрица в 4 параметрах.

В 50-90-х годах XX века был сделан ряд социологических замеров в разных странах по этим параметрам. Ключевые слова (civic culture). Позднее они были наложены на типологию политических моделей из предыдущей заметки и получены любопытные результаты.
Остановимся пока на массовой политической культуре, с элитарной всё несколько сложнее.
Речь, понятно, о городской культуре. Сельские жители к подобным кунштюкам индифферентны.
Чем характеризуется каждый из них:
- президентские республики. PC (средний), PA (низкий), PF (средний), PO (средний).
Все более-менее понимают, что происходит, по остаточному принципу отслеживают политическую повестку, чувства выражают не особенно ярко, но и не скрывают своих позиции. При этом участвуют в общественной жизни там, где это сулит дивиденды.
Граждане не готовы многим жертвовать ради призрачных идеалов, «все течет-все изменяется», своего важно не упустить. Отсюда гигантское значение неформальных, т.е. невидимых государству, институций.
- полу-президентские республики. PC (низкий), PA (высокий), PF (высокий), PO (низкий).
Реального понимания политических механизмов нет, при этом граждане усиленно отслеживают политическую повестку (индоктринация), принято ярко выражать свою (отсутствующую de facto) позицию. Уровень участия ограничивается минимальными ритуалами.
Хорошо узнаваемый типаж, правда? :-)
Здесь весь СЭВ.
- парламентские республики. PC (высокий), PA (средний), PF (низкий), PO (высокий).
Знания местной специфики на высоком уровне, поэтому смысла в каждодневном отслеживании повестки нет. Понимание рождает спокойствие и аккуратность в публичных заявлениях. Отсюда же специфическая вовлеченность в общественную жизнь, т. к. это путь к успеху.

Понятно, что до всего нужно дожить.
Каким образом?
Возьмем полу-президентскую республику, потому что это по определению промежуточное состояние.
Ключевая роль тут у PC. Это базовое допущение. Как только этические коннотации («хорошо-плохо») уступают место техническим терминам в конфигурации PC (средний), PA (высокий), PF (высокий), PO (низкий) – последнему члену становится неуютно.
Получается, что голосующие начинают понимать актуальные проблемы, но участие в их решении (и стоящие за этим структуры) искусственно ограничено.
Начинается накат, который либо приводит PC в состояние высокий, либо откатывает PF в состояние средний.
Для наблюдателя искусственное повышение культуры всегда ведет к усложнению публичной игры. И наоборот.
Поэтому лучше всего анонсировать смену курса на волне, искусственной или натуральной, накопленного недовольства.
Опять-таки, сама по себе смена вывесок ничего не несет, важно, насколько динамична связка PC->PO.
С этим есть известные проблемы. Скажем, смена полу-президентских республик на парламентские на высоком PF, но низком PC (что мы видели не так давно по соседству) усложняет, а не упрощает выражение своей позиции.
И т.д..
Понимая хотя бы на таком крайне примитивном уровне контекст можно уже углубляться в детали конкретных новообразований.
https://telegram.me/mikaprok
|
</> |