Финансовый капитализм вслед за развитым социализмом хочет «нового человека»
alex_rozoff — 04.05.2022 Злата zlata_gl любезно подбросила мне свой опубликованный в 2017 году критический анализ* книг Джорджа Акерлофа и Роберт Шиллера. «Spiritus Аnimalis. Как человеческая психология управляет экономикой» и «Phishing for Phools» / «Охота на простака».Оба автора - нобелевские лауреаты по экономике, что особенно доставляет.
Цитировать текст Златы не буду (она очень изящно и изобретательно издевается над неуклюжими тезисами двух нобелемистов, и это лучше читать подряд).
Отмечу конспективно главное: в «Spiritus Аnimalis» нобелемисты утверждают, будто система финансового капитализма (со всеми прелестями неокейнсианства и монетаризма) – прекрасна, а вся череда усиливающихся уже катастрофических кризисов вызвана тем, что ЛЮДИ НЕ ТЕ. Люди, принимая экономические (в т.ч. инвестиционные) решения, доверяют не тем, кому надо, а кому надо – не доверяют. Именно так два нобелемиста объясняют, в частности, Ипотечный пузырь 2007, который лопнул, создав катастрофическую Великую рецессию.
Люди, мол, под влиянием темных животных инстинктов, тянутся, как макаки ко всему блестящему - вот и происходят кризисы. Кстати: название книги «Spiritus Animalis» (дословно с латыни - «дух животного») явно адресуется к «animal spirits» (животные духи) - термину, который Джон Мейнард Кейнс заимствовал у Рене Декарта и использовал в своей книге 1936 года «Общая теория занятости, процента и денег», чтобы представить читателям их темную животную сущность в экономических вопросах.
Два нобелиста разъясняют далее, что людишки-макаки каждый раз создают предпосылки финансовой катастрофы, и лишь вмешательство премудрого государства (!) спасающего агнцев и карающего козлищ, каждый раз удерживает мир уже на краю гибели. В общем – студийный набор пропагандиста неолиберализма о роли государства (которым, выходит, управляют не людишки-макаки, а библейские ангелы, направляемые св. духом). Из этом ангельском этатизме остается за кадром тот факт, что именно государства построили на экономическом поле уродливую конструкцию из финансовых инструментов – пузырей (напомним – это случилось в 1976-м на Ямайской конференции МВФ)
Если читать двух нобелистов, то непонятно: зачем все эти частнопредпринимательские инвестиционные штучки вроде акций, облигаций и опционов? Если система держится на финансово-экономических решениях государства – то логично было бы заменить эту канитель – премудрым Госпланом (предварительно объявив развитой социализм). Так поступил Брежнев в 1977-м, поняв, что СССР не может создать обещанный к 1980-му коммунизм (советский эквивалент американского «общества всеобщего благоденствия», также обещанного в 1960-х к 1980-м)
Линия развитого социализма еще более явно видна в рассуждении нобелистов о зарплате. Оказывается, частные предприниматели слишком много платят за труд, что стимулирует работников к пагубной лени и нехорошим излишествам.
Эта линия продолжается и толстеет в следующей книге нобелистов: «Phishing for Phools».
Там мы читаем изумительное: [цитата из книги] Сейчас мы в пять с половиной раз богаче, чем в 1930 году. Но свободный рынок придумал для нас множество новых «потребностей» и, соответственно, множество новых способов нам их «продать». Все эти приманки объясняют, почему потребителям так трудно свести концы с концами. [конец цитаты].
В пять с половиной раз богаче? Да ладно! В США 1930 года цена массового автомобиля была примерно эквивалентна зарплате среднего рабочего за 4 месяца. Сейчас в США цена массового автомобиля в США эквивалентна зарплате среднего рабочего за те же 4 месяца. Следует отметить: посреди рассматриваемого интервала (около 1970-го) рабочие в развитых странах стали вдвое богаче чем в 1930-м и автомобиль стоил примерно 2 месяца труда. Таков эффект НТР. Но далее за полвека что-то пошло не так, и люди в развитых странах обеднели практически до уровня 1930-го (получив в качестве утешительного приза – карманные гаджеты с возможностью заливать котиков в социальные сети). По объективным материальным маркерам впервые за всю историю машинной цивилизации поколение детей живет беднее и качественно хуже, чем поколение родителей в том же возрасте. Но нобелисты этого не видят – и, повторяя стиль пропагандистов «развитого социализма», заявляют «в этом году наш народ стал жить еще лучше». Ответом таких пропагандистов на замечания о недоступности советским людям ряда потребительских товаров, являлось клише: «надо воспитывать разумные потребности для будущего коммунистического общества»
…Именно этим начинают заниматься нобелисты в книге «Phishing for Phools». Они вдруг переходят от темы «фишинговых» ценных бумаг (попросту: аналога билетов МММ) к вполне материальным товарам. Как это? А вот так: они гневно набрасываются на булочки Cinnabon… [цитата] Владельцы ярко декорировали пекарни рекламными афишами и размещали их в местах постоянного скопления людей, чувствительных к аромату корицы и истории о «лучшей в мире булочке» и к тому же не располагающих большим количеством времени, – в аэропортах и торговых центрах. Конечно, информация о калориях предоставлялась, но найти ее было не так уж легко. Cinnabon имела оглушительный успех благодаря не только бесподобному вкусу булочек, но и стратегии Коменов, тиражируемой в каждом новом заведении. [конец цитаты].
…Ну, понятно: торговля булочками, не одобренными Партией – это такое же серьезное преступление, финансовая пирамида. Органы не ошибаются! Слава КПСС!
…И далее у нобелистов случается уже ожидаемый (исходя из предыдущего) переход к необходимости воспитания нового человека, в котором искоренены собственнические мотивы, а труд на благо общества стал главной потребностью:
[цитата] нерегулируемые свободные рынки редко вознаграждают другую модель поведения – умение справиться с искушением получить выгоду за счет психологических или когнитивных слабостей потребителей. Из-за конкурентного давления тех менеджеров, которые способны на это, постепенно вытесняют менеджеры с менее прочными моральными устоями. [конец цитаты]
ЭПИЛОГ: «Отвергая классовую мораль эксплуататоров, коммунисты противопоставляют извращённым эгоистическим взглядам и нравам старого мира коммунистическую мораль — самую справедливую и благородную мораль, выражающую интересы и идеалы всего трудящегося человечества. Простые нормы нравственности и справедливости, которые при господстве эксплуататоров уродовались или бесстыдно попирались, коммунизм делает нерушимыми жизненными правилами как в отношениях между отдельными лицами, так и в отношениях между народами». (Программа КПСС, 1961 год, пункт: «Утверждение коммунистической морали»).
…Такие дела…
--------------------------------------------
*Тексты книг Джорджа Акерлофа и Роберта Шиллера
Spiritus Аnimalis. Как человеческая психология управляет экономикой (2009 год)
http://flibusta.is/b/290656/read
Phishing for Phools: The Economics of Manipulation and Deception - Охота на простака. Экономика манипуляций и обмана (2015 год)
http://flibusta.is/b/482860
Текст критического анализа от Златы (2017 год):
https://zlata-gl.livejournal.com/85401.html
https://zlata-gl.livejournal.com/105539.html
https://zlata-gl.livejournal.com/106029.html