Порнуляризация науки: обнуление когнитивных функций зрителя путем цифрового
alex_rozoff — 23.04.2022 Листая НП-периодику наткнулся на феерическое - ярчайшим образом подтверждающее сказанное мной в серии эссе о токсичном научпопе эры "новой нормальности"*.Итак - феерическое. Цитирую выборочно: 22.04.2022 В ВШЭ изучили, как цифровые технологии помогают популяризации науки . Об исследовании рассказывается в докладе «Приемы популярной науки в документальных фильмах и сериалах о космосе (2019-2022)» Екатерины Лапиной-Кратасюк, доцента департамента медиа факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, участницы проекта «Космос в медиакультуре: практики воображения и репрезентации».
Исследовательница отмечает три важные черты популяризации науки.
Во-первых, популяризация — это не упрощение науки, а объяснение того, что она представляет собой ясное и точное знание, гораздо более доступное, чем нам кажется.
Вторая черта — междисциплинарность. Чтобы изучать космос, мы должны обладать широким спектром знаний и уметь делать довольно смелые обобщения. При этом они не должны быть спекулятивными, а базироваться на точном научном знании.
В-третьих, популярная наука противоположна лженауке. Она позволяет прояснить массовые заблуждения, что особенно хорошо стало видно на примере пандемии. Когда массово стали распространяться теории заговора и слухи, активизировались и ученые-популяризаторы. Их целью стало прежде всего объяснение того, что на самом деле происходит с распространением болезни и насколько точно можно интерпретировать результаты проводимых исследований.
Примером удачного взаимодействия между ученым и режиссером можно считать фильм «Интерстеллар» (англ. Interstellar, режиссер Кристофер Нолан, 2014). В его основу легло желание физика и астронома Кипа Торна рассказать широкой публике о научных проблемах, которые его волнуют, однако сделать это на понятном всем языке. Сценарий фильма был написан по научным работам Торна. В «Интерстелларе» рассказывается о сложнейших физических процессах, но используются все возможности визуализации, чтобы донести суть научных проблем не только наглядно, но и в максимально эстетизированной форме.
https://naked-science.ru/article/column/v-vshe-izuchili-kak-tsifrovye-tehnologii-pomogayut
Тут феерический бред во всем - начиная с "трех важных черт популяризации науки" в интерпретации м-с Лапиной-Кратасюк.
1) Как можно без упрощения объяснить какую-либо научную концепцию - постороннему человеку (не специализирующемуся в науке вообще, и в данной концепции - тем более)?
2) Что значит "делать довольно смелые обобщения" и при этом "базироваться на точном научном знании"? В чем тогда смелость обобщения?
3) Тезис "популярная наука противоположна лженауке" уже выглядит как подозрительный перевод темы из области объективного знания - в область идеологической борьбы. И уж совсем подозрительно, когда в качестве эталона указывается история т.н. "пандемии" (covid-19) - в которой мировая наука выступила в беспрецедентно-мерзкой роли прикрытия для масштабного политико-коммерческого жульничества**.
И после всего этого - вишенка на торте: кино-сказка для взрослых в духе апокалиптического экологизма, достойная приза Абсурдопедии - выдается за удачный пример "рассказа о сложнейших физических процессах"и "донесения сути научных проблем".
Более-менее официальные критики все простили д-ру Торну (автору идеи "Интерстеллара") только лишь за то, что с ним дружил гениальный д-р Хокинг. Они постарались найти хоть какое-то пристойное объяснение каждой из крупных глупостей д-ра Торна (а сюжет весь состоит из глупостей, несовместимых ни с физикой, ни с обычным здравым смыслом).
Совсем неофициальные критики не стали делать скидку на эту дружбу и раздолбали нелепый сюжет "Интерстеллара" вдребезги***.
Теперь же м-с Лапина-Кратасюк приводит это чудо киноабсурдаа как пример удачного научпопа цифровой эры. Что ж: дурной эре - дурной научпоп.
...Такие дела...
-----------------------------------------
*) серия эссе в этом журнале о токсичном научпопе эры "новой нормальности"
Бонус метода Фейнмана: обрубить тренд паразитного усложнения жизни
https://alex-rozoff.livejournal.com/283443.html
Плохи дела "новых прогрессистов", если на прогресс в XXI веке указывает лишь мертвая белка
https://alex-rozoff.livejournal.com/454737.html
Жюль Верн, пожалуйста, вернись! Уже тошнит от zero-education редакций современного научпопа!
https://alex-rozoff.livejournal.com/386683.html
Жюль Верн вернись-2. Убрать токсичный научпоп или тупеть дальше - вот в чем вопрос.
https://alex-rozoff.livejournal.com/458799.html
**) прецедент т.н. пандемии.
11 октября 2020 Открытое письмо врачей Бельгии: «Люди, это не вирус-убийца и не вторая волна!» 500 бельгийских врачей призывают отменить вакцинацию и карантинные меры, которые не только бесполезны, но и опасны
https://www.business-gazeta.ru/article/484061
2021-09-04 Археология covid-19: раскопки мусорной кучи, накопившейся за последние 20-месяцев истории
https://alex-rozoff.livejournal.com/459519.html
***) Человек, придумавший «Интерстеллар»
https://www.mirf.ru/kino/interstellar-nauchny-film/
Грехо-Обзор "Интерстеллар"
https://youtu.be/WwuJMaEJqG0