Есть повод
paradoxov — 28.09.2016Историки – счастливые люди. Ибо за время существования человеческой цивилизации столько всего накопилось, что нет такого дня, в который не происходило чего-либо знаменательного и что нельзя было бы не отметить. Поэтому, те, кому «нужен повод», чтобы отдохнуть, могут не утруждать себя излишне. Но на всякей случай в помощь ищущим повода. Итак, повод на 28 сентября.
Из всех событий человеческой истории, имевших быть в этот день в разные эпохи, самым важным и самым подходящим как повод была высадка герцога Вильгельма Нормандского на побережье Англии 28 сентября 1066 и начало нормандского завоевания острова. Высадился Вильгельм возле деревеньки Певенси, в 10 километрах от устья реки Ротер, графство Восточный Сассекс.
На фото: Место высадки войск Вильгельма Нормандского сегодня
Это сейчас трудно представить как Англию можно было завоевать, а в те времена это было не то что бы запросто, но и не бог весть как трудно. Ибо то была не Англия и чёрт знает что. На севере – шотландцы и пикты. Какие-то кельты на западе. Да и в центральных районах бродят недобитые бритты.
Чехарда королей, периодические налёты викингов, приводящие то к частичной, а то и полной оккупации страны – вот тогдашние реалии Туманного Альбиона.
В 1066 году страной правил король Гарольд Годвинсон (такая вот английская фамилия). Человек он был неплохой, да и полководец что надо, однако очень невезучий. И первым его невезением (ещё в бытность наследником престола) стало кораблекрушение в 1064 году у берегов Нормандии. Нет, не утонул (хотя неизвестно что лучше), а попал в плен к мелкому тамошнему графу, который продал его Вильгельму, давно зарившемуся на английскую корону.
Там, в статусе почётного пленника, Гарольд подписал согласие считать именно нормандского графа законным наследником престарелого английского короля Эдуарда Исповедника. С чем и был выпущен на волю.
Однако стоило престолу освободиться, как Гарольд признал эту клятву принятой под давлением (что соответствовало истине) и стал королём Англии. Английский парламент (трудно представить, но он существовал уже тогда, правда назывался иначе – Витан) его в этом поддержал.
Коронация Гарольда.
Так Гарольд получил корону, а Вильгельм – законный повод для драки.
И вот тут самое время выпить за везение. Ты можешь быть средним полководцем, посредственным управителем и совсем негодным наездником, но если тебе везёт по жизни, то всё это фигня.
Итак, Вильгельм собрал свой флот в устье Сены и отправился через Ла-Манш. В это время неизвестно с чего (сговора не было) королю Норвегии Харольду Третьему Хардрату (ну типа Жестокосердечному или Грозному) приспичило расширить границы своих владений и он начал войну, заняв город Йорк. Это было второе, но не последнее невезение Гарольда.
В общем, как пишут летописи «бысть сеча великая…» и в адской битве при Стамфордбридже по-настоящему сильному полководцу Гарольду удалось разгромить норвежцев. Норвежский король получил пулю в глаз (стрелу, стрелу, конечно) и упокоился с миром.
Ну и в это время гонцы – нормандцы высадили войско и идут на Лондон. И здесь какой ты полководцем не будь, а с растрёпанной, поредевшей и уставшей армией много не навоюешь…
Дальше известно – Гастингская битва и последнее невезение Гарольда – нормандская стрела уже ему в глаз.
Вильгельм Завоеватель и Гарольд во время битвы при Гастингсе (старинная миниатюра)
За везение надо обязательно сегодня выпить. Ибо оно может обидеться и покинуть нас, как покинуло великого Вильгельма Завоевателя.
После завоевания Англии ему пришлось долго и мучительно воевать с Францией, король которой никак не мог понять, как так его подвассальная территория – Нормандия – вдруг стала принадлежать английской короне.
После одной удачной битвы, конь Вильгельма завалился и новявленный король Англии получил от рожка седла проникающее ранение в брюшнину. В течение последующих шести месяцев Вильгельм медленно умирал, страдая от жестоких болей. Верные боевые друзья еле дождались его кончины и, сбросив неостывшее ещё тело на пол, принялись грабить имевшиеся в доме ценности.
Хоронили его тоже не хорошо – во время церемонии выяснилось, что тело не помещается в могиле. Попытки уместить его привели к тому, что тело оказалось повреждено и стало испускать сильное зловоние, которое не смог заглушить даже ладан.
А дети? А дети тут же принялись воевать друг с другом за корону и Нормандию. Только Крестовые походы отвлекли их от этого занятия…
В общем – за Гарольда и Вильгельма! А кому близок норвежский король можно и за него тоже, тем более что женат он был на одной из дочек Ярослава Мудрого. Не чокаясь.
|
</> |