Создатель штаба революции

топ 100 блогов paradoxov20.09.2016 Создатель штаба революции

20 сентября 1744 года в итальянском городе Бергамо родился… нет, не Труффальдино – родился Джакомо Кваренги, который странным образом оказался причастным к русской революции 1917 года. Впрочем, он никогда не узнал об этом, потому что умер ровно за сто лет до её начала – 18 февраля (2 марта) 1817 года. Но умер именно в колыбели революции – городе Санкт-Петербурге. Однако давайте по порядку.


Строго говоря, Кваренги родился не в самом Бергамо, а в его окрестностях – в долине Иманья. Отцом Джакомо был член городского суда Болоньи. Всего в семье было три брата, как в сказке. Джакомо оказался средним. Родители считали, что он должен стать священником или – на худой конец – адвокатом. Сказано – сделано. И Джакомо оказался в училище при монастыре.

В училище Джакомо увлёкся изящной словесность. А кто в молодости ею не увлекался, калякая в школьной тетрадке дурацкие стишки? Но очень скоро сказались гены. Отец и дед Джакомо неплохо владели кистью и будущий зодчий, сильно повлиявший на облик Санкт-Петербурга и Москвы, также отдался увлечению живописью. Первые уроки он получил от лучших бергамских живописцев того времени – Д.Раджи и П.Бономини. Его успехи был столь впечатляющи, что в 17-летнем возрасте (в 1762 году), по настоянию отца Джакомо Кваренги отправился в Рим для продолжения своего образования.

Природа часто бывает несправедлива и душу тонко чувствующего прекрасное человека поместила в не слишком презентабельную оболочку. Внешность Джакомо Кваренги была не то чтобы невзрачной – скорее она была выдающейся. Но выдающейся на особый лад. Его нос походил то ли на огромную картофелину, толи на не менее огромную разварившуюся луковицу. В старости нос стал просто безобразно огромен, но и в юности поражал окружающих.

Карикатура на Джакомо Кваренги.
Создатель штаба революции

Но Джакомо не грустил по поводу своей внешности и горячо взялся за изучение архитектуры. Первоначально он учился стилистике позднего барокко – стиля, возникшего в конце XVI века и характеризующегося обилием и пышностью архитектурных деталей, создающих причудливую игру света и тени. Одним из ярчайших примеров этого стиля является дрезденский цвингер – дворцово-парковый комплекс (в средние века цвингером называлось пространство между внутренней и наружной крепостными стенами). Апогея барокко достигло к концу XVIII века. Однако уже на ранних рисунках Кваренги заметно увлечение классическими архитектурными формами.

Дж.Кваренги. Произвольная композиция на римскую тему (чувствуется влияние Пиранези, с которым Кваренги был знаком лично).
Создатель штаба революции

Не удивительно поэтому, что настоящим открытием для Кваренги стал трактат 1570 года знаменитого итальянского архитектура Андреа Палладио «Четыре книги об архитектуре». Палладио в своих решениях за основу брал традиционный античный ордер, но на его основе создавал собственную систему планировки и фасадов. Авторитет Палладио был настолько велик, что в архитектуре возник целый стиль, названный – палладианство, представляющий из себя раннюю форму классицизма.

Кваренги прочитал трактат Палладио в 1768 году (в возрасте 24 года) и записал по этому поводу: «Вы никогда не поверите, какое впечатление произвела на меня эта книга». С тех пор Джакомо Кваренги вошёл в члены палладианцев – группы архитекторов, которые никогда не объединялись ни в какой организации, но исповедовали принципы Палладио. Желая творить в стиле Палладио, молодой Кваренги с жаром принялся за изучение, зарисовки и обмеры многочисленных античных построек Рима.

В 1769 году Джакомо Кваренги получил первый значительный заказ – реконструировать интерьер церкви Санта-Сколастика бенедиктинского монастыря в Субиако близ Рима. Кваренги решил интерьер в классическом стиле – просто и строго. Уже в этой работе наметился его почерк, который позднее он использовал в своих лучших работах в России.

Интерьер церкви Санта-Сколастика в Субиако.
Создатель штаба революции

К 30 годам Джакомо Кваренги уже стал известен. Он в совершенстве владел приёмами Античности и Ренессанса. Однако крупных заказов не поступало. В период между 1772 и 1779 годами он занимался случайными работами, вроде проекта надгробия шведского короля Адольфа Фридриха. Это конечно никак не могло удовлетворить амбициозного архитектора и он решил искать работу за пределами Италии.

В ту эпоху одним из богатейших заказчиков для людей искусства была русская царица Екатерина II, которая перестраивала и расширяла Петербург и свои резиденции. При этом Екатерина II считала французских архитекторов плохими, называя их дома «дрянными», зато восхищалась итальянцами. Поэтому нет ничего удивительного, что 1 сентября 1779 года Джакомо Кваренги подписал контракт с советником русской императрицы И.Я.Рейфенштейном о приёме на службу при императорском дворце. Так Джакомо Кваренги оказался в России, которая с этого момента стала его второй родиной.

Дж.Кваренги. Кремлёвский Теремной дворец в Москве. 1797 г.
Создатель штаба революции

По прибытию в Россию будущий «главный русский палладианец» сделал много зарисовок архитектуры Москвы и Санкт-Петербурга. Он, что называется, входил в контекст. Дело в том, что любой архитектор (если конечно это архитектор, а не тяп-ляпер), проектируя свои творения, обязательно должен вписывать их в окружающий ландшафт. Именно тогда здание достигает высшего совершенства, когда гармонично и органично смотрится на фоне окружающих строений.

Первым значительным проектом Кваренги в России стал дворец в Английском парке Петергофа.

Дж.Кваренги. Проект росписи одного из плафонов Английского дворца.
Создатель штаба революции

Проектирование здания было начато в 1780 году, а окончательное завершение всех отделочных работы произошло в 1794 году. Основу проекта составил т.н. палладианский дом – прямоугольный в плане блок, в центре которого размещался портик. Это как нельзя лучше отвечало вкусам Екатерины II.

Петергоф . Английский дворец. Старинная раскрашенная открытка.
Создатель штаба революции

Позднее, при Павле I, Английский дворец, в котором Екатерина II придавалась уединению на берегу пруда, был переделан в казарму. Затем он неоднократно менял своё назначение. В 1942 году, во время войны, дворец бы разрушен и не был восстановлен.

Помимо строительства Английского дворца, Кваренги занимался и проектами поменьше. В этот период им были созданы четыре церкви вблизи Царского Села, ряд маломасштабных построек в Пулкове, Клязьмине, Московской Славянке и Фёдоровском. Некоторые их этих построек повторяли друг друга, став, таким образом, прародителями типового проекта, который так активно использовался во второй половине XX века (что стало основой сюжета знаменитой советской комедии «Ирония судьбы»).

Госпиталь с церковью Св. Марии Магдалины в Павловске.
Создатель штаба революции

Ещё одной работой Кваренги стал госпиталь с церковью в Павловске (1781 год), предназначенный для придворных великого князя Павла Петровича.

Имя Джакомо Кваренги стало знаменитым в России и на него посыпались заказы.

Кваренги возвёл Концертный павильон в Екатерининском парке Царского Села:

Создатель штаба революции
Создатель штаба революции

Усадьбу А. А. Безбородко в Полюстрове в Санкт-Петербурге:

Создатель штаба революции

И ещё множество других общественных и частных зданий.

Работал Кваренги и в провинции. В частности, Кваренги построил комплекс ярмарочных корпусов в Коренной пустыни близ Курска, датируемый серединой 1780-х годов. Под ярмарку был отведён громадный земельный участок размером более 65 гектаров, где разместились около 500 двухэтажных лавок. Композиционным ядром ансамбля являлась биржа. Примыкающие к ней торговые ряды образовывали овальную площадь, которая могла вместить до 50 тыс. человек. На территории ярмарки были возведены два здания — «ставки». Первое предназначалось для остановок в нем губернатора, другое — для проживания коменданта. Для своего времени это был грандиозный проект бизнес и торгового центра, как сказали бы сейчас.

В Москве Кваренги также приложил свою руку в торговым объектам. В 1789 году под его руководством началась постройка Гостиного двора в Москве. До этого на Ильинке был хаос лавок и лавочек случайной и временной постройки. В 1770-х годах случилась катастрофа – обвалилось 15 лавок, были жертвы. После этого власти города решили полностью очистить это место от случайных построек и возвести единый архитектурный ансамбль.

Гостиный Двор в Москве. Уличные фасады.
Создатель штаба революции

До наших дней от первоначального проекта Кваренги нетронутыми сохранились лишь проёмы аркад с коринфскими колоннами.

Кроме здания Гостиного двора в Москве Кваренги спроектировал Оружейную палату в Московском Кремле и Екатерининский-Головинский дворец в Лефортово.

Екатерининский-Головинский дворец в Лефортово в Москве.
Создатель штаба революции 01.jpg

Особое место среди московских строений Джакомо Кваренги занимают заказы одного из богатейших людей того времени – графа Н.П.Шеремета. По крайней мере без одного из этих строений – странноприимного дома на Сухаревской площади (институт скорой помощи имени Н.В.Склифосовского) – сегодня сложно представить архитектурное убранство московского Садового кольца.

Странноприимный дом Шереметева в Москве.
Создатель штаба революции

Николай Петрович Шереметев – один из знаменитых и богатейших людей своего времени, немало шокировал своих друзей и знакомых, женившись в 1801 году на своей крепостной актрисе, дочери кузнеца Прасковье Жемчуговой (Горбуновой). Прасковья Жемчугова обладала не только красотой, но и умом (что и не удивительно, коли она смогла жениться на графе). Однако счастье графа (которому на момент женитьбы исполнилось 50 лет) было не долгим. В феврале 1803 года она родила графу сына, однако вскоре (спустя три недели) из-за послеродовых осложнений умерла. В числе других, кстати, в последний путь её провожал и Джакомо Кваренги, который был другом Шереметева.

Ещё ранее, задолго до женитьбы, Прасковья Жемчугова подала графу идею создания странноприимного дома – больницы для простых людей и в 1792 году здание было заложено. К моменту смерти Жемчуговой оно ещё не было окончено и убитый горем граф решил кардинально перестроить его, возведя в честь жены архитектурный памятник. С этим проектом он и обратился к своему другу – Джакомо Кверенги.

Странноприимный дом Шереметева. План первого этажа.
Создатель штаба революции

Кваренги спроектировал странноприимный дом в виде «полудуги открытой двойной колоннады». Торжественное открытие этого здания в 1810 году стало большим событием для Москвы. Во время Отечественной войны 1812 года в здании размещался госпиталь сначала русской, а потом французской армии.

Помимо забот об архитектуре, Джакомо Кваренги не забывал и о делах сакральных. Вернее он их совмещал. В период правления Павла I, после 1797 года, Кваренги вступил в члены Мальтийского ордена, великим магистром которого был избран император. Для капитула ордена в Санкт-Петербурге предоставили Воронцовский дворец на Садовой улице. Кваренги выполнял обязанности архитектора при капитуле, и ему поручили устройство двух капелл во дворце – Мальтийской и православной (1798-1800).

Работал зодчий и для русской армии. В 1804-1807 годах он построил манеж, входивший в комплекс казарменных построек Конногвардейского полка.

Конногвардейский манеж в Санкт-Петербурге.
Создатель штаба революции

Верный своему принципу типовых проектов, похожий манеж Кваренги спроектировал в Мюнхене (1811 год).

Ну а как же русская революция 1917 года и якобы связь с ней Джакомо Кваренги?

Началась эта история довольно давно. В первые годы основания Санкт-Петербурга на окраине города был поставлен смоляной двор. Там находились бочки со смолой, потребной для строившихся на Адмиралтейской верфи кораблей. Там же, неподалёку, стоял небольшой дом Петра I, часто бывавшего здесь.

Спустя некоторое время, уже в царствованию Екатерины I, по её распоряжению в этом месте, с которого открывался великолепный вид, построили дворец с садом и прудами, получивший по месту (старому смоляному двору) название – Смольный. Позже в нём подолгу жила императрица Елизавета Петровна. В 1748 году она пожелала основать поблизости Воскресенский Новодевичий монастырь, за которым также закрепилось название Смольного.

А уже третья императрица – Екатерина II, 5 мая 1764 года издала указа об учреждении в России первого учебного заведения для женщин, которое было названо – Воспитательное общество благородных девиц. Оно было размещено в трёхэтажных жилых корпусах Смольного монастыря.

В 1803 году в Санкт-Петербурге было решено построить т.н. Вдовий дом. Проект этого дома был заказан Джакомо Кваренги. Однако, как не редко бывает, в 1806 году Кваренги было предложено переработать проект, переориентировав его на Институт благородных девиц, которым было неудобно и тесно с монастыре. Что Джакомо Кваренги и осуществил. А Вдовий дом – что логично – занял один из корпусов Смольного монастыря.

Перед Кваренги стояла непростая задача, поскольку его палладианское строение должно было гармонировать с барочным зданием монастыря, созданного по проекту Растрелли. Однако Кваренги блестяще справился с задачей.

Фасад бокового крыла на фоне Смольного монастыря.
Создатель штаба революции

Лёгкость декоративного убранства барочного монастыря как бы подчёркивает монументальность здания, выстроенного Кваренги.

Дж. Кваренги. Центральная часть главного фасада и план наружной стены с показом кессонов портика.
Создатель штаба революции

Конечно Джакомо Кваренги никак не мог предполагать, что сооружает здание для будущего революционного штаба будущих большевиков. Но его здание Смольного института с его особой строгостью и лаконичностью как нельзя лучше подходило для того, чтобы стать одним из символов Октября 1917 года. И сегодрня все знают, что свой приказ на штурм Зимнего дворца В.И.Ленин отдал из Смольного. Однако далеко не все знают, кто спроектировал это здание.

В конце 1810 года Кваренги в последний раз ненадолго выехал из Петербурга в Италию. В Бергамо его встретили торжественно и с всевозможными почестями. Но уже к 1811 году он поспешил вернуться в Россию.

Джакомо Кваренги скончался в Петербурге 2 марта 1817 года и был похоронен в католической части Волкова кладбища. Зодчий провёл в России 37 лет. Современник Кваренги Ф. Ф. Вигель написал об архитекторе: «...этот человек соединял всё, и знание, и вкус, и его творениями более всего красится Петербург».

Создатель штаба революции
Памятник-бюст Кваренги на Манежной площади в Санкт-Петербурге. Архитектор В. В. Попов, скульптор В. Э. Гэрдеев.


На фото вверху: вход на террасу Александровского дворца в Царском Селе. Архитектор: Джакомо Кваренги.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Харьков '2010, пер.Саммеровский, 3 - решил сегодня найти этот фантом на обратном пути с Балки, и таки нашёл, и меня даже не побили. только выпустили под конец милую девочку девятнадцатого века, кот. спросила: "а шо вы тут ищете?" я был корректен, как ...
Интервью президента Грузии мужскому журналу GQ, интервью берут Ксения Собчак и Ксения Соколова, полная версия, 8 страниц. Все картинки кликабельные, читаемость хорошая. читать всем по словам редактора: "Наш традиционный коллекционный номер ...
Одним из наиболее интересных чтив среди архивных документов являются донесения политотделов. Собственно, их потому и перестали выдавать в ЦАМО, что народ начал вытаскивать всё, что только можно, с точки зрения грязного белья. На самом деле если копнуть практически любую армию мира, ...
Друзья,  продолжаем знакомить вас с участниками партнерской программы для медиа в ЖЖ . В нашей новой подборке — пять полезных блогов, каждый из которых поможет вам прокачаться в определенной области знаний. Из их постов вы сегодня сможете узнать, почему, чтобы разозлить ...
Вчера френдесса перепостила некую современную притчу с участием "ягуара" и ...