Аллегория тюльпаномании
paradoxov — 13.09.2016(кликабельно)
13 сентября 1601 год родился нидерландский художник Ян Брейгель (младший). Изображение выше представляет копию его картины «Аллегория тюльпаномании», 1640-е года.
Аллегории были весьма любимым в XVII веке искусством. Людям того времени нравилось ломать себе голову над аллегориями, примерно как в наше время над разного рода кроссвордами.
Суть аллегории Брейгеля такова.
Обезьяны в ту эпоху часто изображались в качестве символов человеческой жадности и глупости. Кроме того следует учесть, что в начале XVII века мода на тюльпаны захватила Европу, а Нидерланды были одним из центров доходного тюльпанового промысла.
Тюльпаноманией называют короткий период истории Нидерландов 1630-х годов, когда луковицы тюльпанов были предметом широкой спекуляции. Три луковицы тюльпана были эквивалентны по цене целому дому. Самый ценный тюльпан того времени – Semper Augustus – стоил 10 тысяч гульденов.
В 1637 году произошёл резкий спад стоимости тюльпанов. Что привело к банкротству очень многих тюльпановых спекулянтов. Тюльпаномания считается первым спекулятивным «пузырём» в истории европейской капиталистической экономики.
На полотне Брейгеля изображён обед обезьяньего «общества» по случаю успешной сделки по закупке тюльпанов. Обезьяна в оранжевой одежде (по центру с тюльпаном в лапе) вложила всё своё состояние в тюльпаны. Правее неё за столом, покрытым красной скатертью, тюльпановые луковицы по весу меняются на золото. Чуть правее изображена обезьяна, которая предложила крупную сумму за самые дорогие сорта тюльпана, но разоблачена судьёй (в чёрной мантии) и прогоняема. На заднем фоне спекулянты (в красных мантиях) и недовольные покупатели (со шпагами в лапах), которые не смогли «перебить» цену.
На переднем плане по центру обезьяна вешает луковицу тюльпана на вес золота. В правом нижнем углу обезьяна мочится на три тюльпана сорта «Semper Augustus», что изображает действительную цену этих сверхпереоценённых цветов. И только на самом заднем плане – возле дома красного кирпича – изображены фигуры людей, которые символизируют простых тружеников, которым нет дела до тюльпановых махинаций.
В целом картина Брейгеля символизирует тщетность погони за сверхприбылями, основанной на таком мимолётном предмете, как тюльпаны. Эту картину можно считать одной из первых сатир на зарождающееся капиталистическое общество.
|
</> |