эффект второго порядка в программировании

В предыдущей записи я мельком упомянул историю о том, как в одной компании программистам стали давать премии за количество строчек кода, и они в результате стали это число раздувать посредством всяких ухищрений.
Несмотря на то, что история звучит апокрифичненько, на самом деле я о ней прочитал всего пару дней назад во внутренней рассылке на работе, и в ней были указаны конкретная компания, конкретный отдел, продукт и итд. Я попросил у автора разрешение пересказать ее у себя в журнале, и мы договорились, что названия я уберу, а все остальное перескажу. Строго говоря, история приходит к вам из третьих рук: ее непосредственным действующим лицом была жена моего коллеги.
Итак, много лет назад ЖМК (жена моего коллеги) работала в очень большой компании, имя которой вам знакомо. Она получила неожиданное задание: разработать способ аккуратного подсчета строк кода, чтобы менеджеры первого и второго звена могли с помощью этих чисел измерять продуктивность разработчиков. Все это происходило в огромном отделе данной компании, включавшем в себя более 2000 (!) разработчиков.
ЖМК должна была использовать машинный анализ исходного кода, а не просто количество "физических" строк в файлах. Иными словами, это скорее был подсчет отдельных инструкций (statements) в языке, хотя назывался он "количество строк кода". Одним из ключевых вопросов, которые понадобилось прояснить с менеджерами, оказался вопрос if-statements, которые на данном языке часто писали в одну строку: считать их за одну строку или каждый branch считать отдельно? Менеджеры решили, что каждый branch следует считать отдельно.
Внимание, эффект второго порядка!
Вскоре после введения нового режима измерения продуктивности ВСЕ if-then statements в исходном коде данного проекта стали выглядеть так:
if CONDITION then ACTION else ;
Т.е. программисты обнаружили, что если добавить "else" перед точкой с запятой, то их продуктивность удваивается.
ЖМК также обнаружила большое количество блоков следующего вида:
if (v > 0) then x = 3 else ;
if (v > 0) then y = sqrt(v) else ;
if (v > 0) then print(y) else ;
там где обычно программист написал бы
if (v > 0) then begin x = 3; y = sqrt(v); print(y) end ;
Дело в том, что "обычный" способ считался за 3 строчки кода (или 4, если добавить пустой else в конце), а "новый" за 6.
и так далее.
Кому-то может показаться странным, что программисты могли так извратить светлый дух науки Тьюринга и Кнута, и породить такое уродство. Но для многих из них разница в оценке продуктивности означала разницу между "Фиатом" и "Феррари", и - что поделать - людям это было важно.