эффекты второго порядка

топ 100 блогов avva10.05.2010 Законы, предписания, да и просто экономические решения - выход продукта на рынок, скажем - создают структуру выборов и предпочтений. А потом начинает действовать "человеческий фактор" - люди реагируют на созданные для них условия и пытаются маневрировать так, чтобы вышло в их пользу; изменившееся поведение людей меняет ситуацию, и приводит к непредвиденным последствиям, "эффектам второго порядка". В этом нет ничего умного, это тривиально. В одной компании решили давать премии программистам за количество строк написанного кода. В результате программисты стали писать код так, чтобы вышло как можно больше строк за счет всяких ухищрений, а не за счет настоящей продуктивности (которая в любом случае необязательно соответствует размеру кода). Это типичный эффект второго порядка.

Многие примеры эффектов второго порядка банальны и очевидны; но далеко не все таковы. Полезно всегда помнить о том, что люди - не марионетки, в точности следующие предположениям экономической модели; они всегда будут стараться повернуть дело в свою пользу, причем часто способом, который создателю модели и в голову не пришел. Полезно всегда помнить об эффектах второго порядка.

Один из самых интересных комментариев, которые мне попадались в последнее время, написал пользователь jerf в дискуссии на сайте Hacker News. Разговор шел о кабелях HDMI, которые вопреки всякой логике не поставляются часто в коробке вместе с телевизором. В результате покупатель в магазине докупает кабель за $20-$50, и это еще в лучшем случае, если он не клюет на наживку мошенников-производителей "элитных кабелей", типа Monster Cables за $400. На самом же деле отличный HDMI-кабель легко купить долларов за пять в сетевых магазинах; но клиенту нужно, чтобы его новый телевизор заработал сразу, вот он и докупает на месте.

Почему производитель телевизора не кладет кабель в коробку? Это обошлось бы ему где-то в $2, а покупателям сэкономило бы кучу денег; почему конкуренция с другими производителями не приводит к этому результату? Эффект второго порядка, объясняет jerf (англ.). Предположим, Самсунг начал бы поставлять HDMI-кабель вместе с телевизором, и даже не повысил бы цену, смог сам абсорбировать этот расход. Что тогда? Телевизоры попадают в сети магазинов электроники, типа BestBuy, и там тут же замечают, что клиенты перестают докупать кабели за $20-$50, или даже совсем мошеннические за $400 - а BestBuy на всех этих покупках получал свою немалую долю прибыли. BestBuy не может позволить себе потерять столько денег; чтобы возместить убыток, они повысят цену на телевизоры Самсунг, или вообще перестанут их продавать - потому что по повышенной цене они все равно не смогут конкурировать с другими марками (а конкуренция на этом рынке жесточайшая). Что мы имеем в итоге? Самсунг попробовали улучшить свой продукт для покупателя, а в итоге потеряли кучу продаж и денег. Вот поэтому они и не кладут кабель в коробку с телевизором. Эффект второго порядка.

Я недавно прочитал книгу, целиком посвященную дорожному движению - в ней есть главы про планирование шоссе, про пробки, про сравнительный риск разных автомобилей и других факторов, про то, как в Швеции переходили с левостороннего движения на правостороннее и про многое другое. Это не серьезное исследование, а скорее набор огромного количества занимательных фактов (так что даже утомляет в итоге). В этой книге эффекты второго порядка встречаются чуть ли не на каждой странице. Но самый простой пример там, и тот, что мне запомнился лучше всех - это пример опасных дорог. Предположим, есть дорога с опасным поворотом, вокруг холма или другого препятствия: видимость никакая, дорога узкая, знаков нет, дополнительной полосы на обочине тоже нет итд. итд. - опасное место. Так вот, исследования показали, что бывает, в таких случаях попытки сделать дорогу менее опасной приводят к неприятным результатам. Скажем, угол поворота чуть сравняли, видно стало дальше, поставили дорожные знаки, расширили и добавили краевые полосы, колдобины убрали и закатали свежее покрытие... в итоге водители стали на этом участке ездить намного увереннее и быстрее, и разбиваться чаще. Аварий стало больше, и смертей больше. Вот такая штука - эффект второго порядка.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Девочки, а в чем в культурных и интеллигентных семьях дети в возрасте от года и до бесконечности ходят дома? Нормально ли вечером переодеться в чистую пижаму и на следующий день до прогулки ходить в ней по дому? А вечером снова чистую? Пижама типа кофточка и штаны или все-таки нужно иметь ...
Жизнь в шоу-бизнесе бьёт ключом. Беременная Анастасия Волочкова не знает, кто отец её ребёнка. Известная певица снялась обнажённой на 6-м месяце беременности. Татьяна Котова снова разделась для Playboy. Алексей Панин и Степан Меньщиков сцепились ...
...
Клиентка одна пришла с коробкой сапог. Купила в магазине "NO ONE". Покажите- открыла коробку. Бренд AGL- Attilio Giusti Leombruni. История AGL началась в 1958 году в маленьком итальянском городке Монтегранадо, где Пьеро Джусти открыл свой небольшой обувной завод, позже передав своё ...
С 9.00  20 по 23 апреля стартует совершенно бесплатная акция для всех желающих. ...