Две недели дистанции

Пора подвести некоторые итоги. Как я уже писал, внезапный переход на "дистанционку" - это прекрасный повод поэкспериментировать с разными методами и инструментами. Нет, серьезно: кто даст в нормальной обстановке взять и перевести занятия в дистанционный режим? "Дорогие студенты, следующий месяц мы будем сидеть по домам и общаться на расстоянии - интересно, что выйдет?" В обычной жизни такое невообразимо. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.
Еще одно нечаянное счастье-несчастье заключается в том, что у меня в этом семестре четыре совершенно разных по своей сути и структуре курса. Учитывая, что по одной из дисциплин я веду семинары у двух групп, получается в общей сложности пять коллективов. А это, опять же, обеспечивает простор для экспериментов. Тем более что сами студенты не против. Например, одна группа предпочитает проводить семинар в виде текстового чата, а другая - в формате видеоконференции в Zoom.
Итак, главный вывод, который я сделал: у преподавателя, оказавшегося на "дистанционке", есть три пути.
Путь первый: максимально сохранять "иллюзию нормальности", проводя вебинары в привычном формате. Само по себе это неплохо, но зачем, если можно придумать что-нибудь более интересное?
Путь второй: до предела упростить себе задачу и переложить работу на плечи студентов. Вершина этого пути - найти в Интернете бесплатный онлайн-курс по той же (или схожей) тематике и попросить студентов его пройти, а потом просто зачесть результаты. Если такового нет - всегда есть вариант "читаем главу в учебнике, а потом делаем задание". При прочих равных качество неизбежно проседает, так как ослабевает ключевая составляющая процесса - диалог.
Путь третий: постараться максимально использовать имеющиеся возможности. Преподаватель теперь не привязан к конкретному расписанию и к конкретным временным интервалам. Можно уделять больше внимания каждому студенту индивидуально. За счет этого индивидуального подхода растет качество - но при этом растут и затраты ресурсов. Обычный семинар, который по расписанию длился полтора часа, занимает у меня теперь в общей сложности около двух с половиной (речь идет именно о моих затратах, это не значит, что все студенты тоже работают два с половиной часа). Про дистанционную контрольную даже говорить не хочется: придумать одну тему для группы и озвучить ее всем - или 15 индивидуальных тем повышенной сложности и раздать их? Рассказать потом правильный вариант всем сразу и ответить на несколько вопросов - или сделать это для каждого из пятнадцати в отдельности? Расход времени растет в несколько раз, но и эффективность значительно увеличивается!
Короче говоря: дистанционное образование - это вполне реальная вещь. Если все делать качественно, то оно обеспечивает даже большую гибкость и эффективность, чем очное обучение. Единственная проблема заключается в том, что качественное преподавание в таком формате требует не меньше, а больше затрат времени и сил со стороны преподавателя - а значит, большее число преподавателей на то же количество студентов. Вариант "сейчас переведем все в онлайн и на этом круто сэкономим" не прокатит. Вернее, прокатит, но только за счет серьезной потери качества (при условии, конечно, что это качество изначально имеется). В этом, пожалуй, главный вывод, который я сделал из опыта двух последних недель.
|
</> |