
Д.Ремпел об образовании


Учащиеся коммерческого училища
Почти до конца девятнадцатого века средний российский студент-меннонит получал элементарное образование.
Конечно, оно превосходило тор что могли предложить в соседних украинских крестьянских деревнях и соответствовало потребностям будущего фермера или домохозяйки.

Тем не менее, по мере приближения двадцатого века, альтернативные сельскому хозяйству карьеры стали важными, и они требовали более широкого понимания языков, математики, истории, литературы и/или технических навыков.
В течение следующих нескольких десятилетий меннониты значительно улучшили свою систему образования и создали множество новых школ.

Центральная школа с. Александеркроне.1908 г
Это произошло, несмотря на многочисленные препятствия, предъявленные правительством, особенно при создании школ гуманитарных наук, среднего образования для женщин или религиозных.

Чтобы обойти правительство, меннониты иногда прибегали к уловкам. Например, поселок Молочная получил одобрение Одесского образовательного округа на создание школы для мальчиков с углубленным гуманитарным образованием, лишь замаскировав ее под школу коммерции.

Учителя Центральной школы Николайполь, Языково.
Слева направо: Герхард Дерксен, Генрих Андрес, Генрих Эпп, Абрам Фрёзе и Абрам Исаак.
Однако правительство не препятствовало созданию новых центральных мужских средних школ, которые по сути являлись педагогическими учреждениями.
Первоначально они были созданы по приказу Министерства государственных имуществ в середине XIX века с двойной целью: повышения уровня образования в поселениях и подготовки инструкторов, способных преподавать русский язык. Благодаря этому поощрению Хортицкая колония и ее дочерние колонии основали школы в Николайполе, Нью-Йорке и Оренбурге, а также в самой Хортице.
Поселение еще больше улучшило качество подготовки учителей за счет создания учительской семинарии с двухлетней педагогической программой, которая к 1914 году была расширена до трехлетнего курса обучения. Это сделало профессию учителя почетной, хотя и плохо оплачиваемой.

Учительская семинария в Хортице, позже- педтехникум

Студенты-меннониты в Петербурге, 1910 год.
***
Отец, войдя в конюшню и велев нам запрягать упряжь и быть готовыми к скорому отъезду, потребовал узнать причину ссоры.
Я ответил уклончиво; но Петрушка ответил, что он рассержен на мое счастье, что, окончив шесть классов школы, я теперь имею возможность учиться еще больше, тогда как он проучился в Разумовке только два класса.
Должен отметить, что православная церковь запрещала Петрушке посещать школы Нидер Хортицы, опасаясь заражения протестантскими идеями.
Несмотря на это, по дороге отец бесконечно читал мне лекции о моей судьбе по сравнению с судьбой местных крестьянских мальчиков. Как часто я это слышал и насколько чаще я буду слышать это в ближайшие несколько лет!...

Студенты в Санкт-Петербурге, 1914
***
Я получал небольшую стипендию (около двадцати пяти рублей) из волостного стипендиального фонда, пока требования о поддержке альтернативной службы в 1914 году не уничтожили этот фонд.
Многие из самых зажиточных фермеров Нижней Хортицы возмущались, что меня поддерживало сообщество Колонис-Юнг, один из таких фермеров, Петер Сименс, который легко мог бы содержать дюжину студентов, остановил меня на улице и спросил, не стыжусь ли я того, что принял студенческий грант.

Хотя тогда это не пришло мне в голову, а только годы спустя в Канаде и Соединенных Штатах, когда я был благодарен за эти стипендии, я часто думал о том, насколько больше помощи наши преуспевающие фермеры могли бы оказать, чтобы дать образование менее удачливым детям в нашей деревне.

( фамилии говорят о многом - их родители были видными представителями
меннонитской буржуазии, держателями не только обширных поместий,
но и заводов, и мельниц и фабрик)
Источник:
David Rempel, "A Mennonite Family in Tsarist Russia and the Soviet Union, 1789-1923"
Завтра - Д.Ремпел о безземельных