Русский "исключительный национализм"
ljwanderer — 28.01.2024
Цикл "Меннониты" Ранее: О немецком национализме, патриотизме и
пацифизмеИтак, российское правительство [см.О.В. Ерохина "Трансформация семейного бизнеса в условиях экономической модернизации дореволюционной России на примере концерна «Лепп, Вальман и Копп»".] создало для меннонитов «отдельную экономическую зону»:
- строго обозначенную и ограниченную законодательством территорию;
- со льготным налогообложением и финансовой поддержкой;
- с особыми законодательными и административными условиями.

Основанный в 1850 году Питером Леппом завод в селе Хортица Хортицкой волости
Екатеринославского уезда выпускали косилки, веялки, жатки.
В начале 20 века сыновья Леппа, вступив в союз с А.А. Вальманом, являвшимся зятем Леппа,
превратили свое предприятие в меннонитское акционерное общество
«Торгово-промышленное общество с. Шенвизе Александровского уезда [сегодня- район Запорожья] и г. Павлограде
На предприятии производили сеялки, жатки, молотилки, маслобойные машины,
нефтяные двигатели и другую технику.
География посиавляемой продукции постепенно расширялась:
Самарская губерния, Туркестан, Минусинск, Литва, Бессарабия
Современные публикации много рассказывают о том, какие хорошие были меннониты, поднявшие в России не только сельское хозяйство, но создавшие промышленность на юге России.
Общепринято, что протестантская вера сочеталась с заботой о работниках, поэтому меннониты соблюдали условия заключенных с рабочими договоров, строили не только жилье для работников, но проводили в селениях электричество, организовывали больницы и театры. Меннонитская литература полна рассказов о любви к прислуге.
Вот только русский национализм совершенно не оценил эти добрые связи.
«Угрожающая сила германизма, — писал один [русский] националист, — движется над нашим отечеством, как темная туча с Запада, и наши немецкие колонии служат ей послушным и готовым орудием».
Подобные опасения подпитывались русскими националистами. После посещения юга России один славянофил заявил, что меннониты и другие немецкоязычные люди фактически грабили своих соседей-крестьян, поднимая цены на сырье и улучшая сельскохозяйственные угодья только для себя.
Посредством «систематической оккупации нашей лучшей земли» меннониты представляли «большую и более серьезную угрозу, чем кровавые войны». (Benjamin W. Goossen "Chosen Nation.Mennpnites and Germany in a Global Era")

А.А. Палтов, русский националист, совершил поездку по Новой России в 1889 году, чтобы рассказать о том, что он назвал немецким завоеванием Российской империи. Консервативная российская газета «Русский вестник» впервые опубликовала его выводы под псевдонимом А.А. Велицына в серии статей и в виде отдельной монографии в 1893 году.
Палтов/Велицын утверждал, что меннониты и другие немцы неизменно поддерживали Германию до такой степени, что они стремились для Берлина завоевать юг России.
Он утверждал, что в домах меннонитов он регулярно встречал портреты немецкого кайзера и канцлера Бисмарка, что меннониты упорно отказывались ассимилироваться в российское общество или даже изучать русский язык и что экспансия меннонитов в его время полностью зависела от привилегий, предоставленных им в местах расселения, во всем этом чиновники отказывали первым русским поселенцам. [ Тут нужно иметь в виду, что немецкие колонисты имели свои школы, где по немецким учебникам, присланным из Германии, они с детства учили верхненемецкий язык и усваивали немецкие ценности, а свои колонистские газеты регулярно печатали новости из Германии]
Он считал, что меннониты несправедливо приобрели свое богатство за счет славянского населения региона, и хотя другие немецкие колонисты более активно идентифицировали себя с Германским рейхом, меннониты, несомненно, имели германскую кровь и по-прежнему представляли реальную угрозу.
Наконец, Палтов указал на попытки отдельной секты «Братьев-меннонитов» обратить в свою веру православных крестьян и сформировать союз с другими отступниками-православными сектантами на юге, включая штундистов и духоборов.
Нападки Палтова представляли собой исключительный национализм, не имевший никакого отношения к прежнему «официальному национализму» Николая I.
После 1881 года Александр III принял большую часть националистического дискурса и тем самым вынудил меннонитов опровергать выдвинутые предположения.
В 1889 году по случаю столетнего юбилея поселения Хортица меннониты на языке монархической преданности написали и опубликовали историю поселения от Екатерины II до «милостивейшего императора и господина» Александра III.
А в 1896 году тот же автор, Дэвид Х.Эпп, добавил укрепляющий лояльность российскому императору комментарий к катехизису, используемому по всей Российской империи:
«поскольку император является «помазанником Божьим», истинный христианин и искренний член [меннонитской] общины будет лояльным, послушным и честным подданным, который никогда не будет поддерживать подстрекателей или объединяться с теми, кто пытается свергнуть установленный Богом гражданский порядок, установленный для нашего благополучия…. Каждый истинный христианин чувствует себя тесно связанным со своим земным отечеством и с потомственной императорской (Романовой) семьей».
[ Обещание не объединяться с подстрекателями не говорит об объединении с русским народом, меннониты все так же требовали от русских государей автономии, и эта автономия распространялась на стремительно расширяющиеся меннонитские владения]
К 1900 году меннониты Российской империи регулярно молились за императора, его семью и отечество.

Несмотря на заявленную лояльность, на заре двадцатого века меннониты и немцы столкнулись с растущим потоком враждебных обвинений.
Например, заводской инспектор Екатеринослава начал расследование в 1900 году после жалоб на то, что немецкие [лютеране и католики] и меннонитские промышленники плохо обращались со своими русскими рабочими.

Павильон компании «Лепп и Вальманн»,
на Международной выставке в Екатеринославе, 1910 г.
На многочисленных российских и зарубежных выставках продукция компании была оценена
золотыми, серебряными и бронзовыми медалями.
Он пришел к выводу, что немецкие промышленники действительно ненавидели и презирали своих рабочих, как и немецкие помещики. Неудивительно, что коллективные народные демонстрации против немецких и меннонитских надзирателей резко возросли.
.

Но была ли правда в этих обвинениях? - задается вопросом автор книги
Один из современных меннонитских историков заметил, что тщательное изучение архивов Днепропетровска и Запорожья почти не дало конкретных примеров, подтверждающих выводы, к которым пришел екатеринославский инспектор. А заводской инспектор Херсонской губернии смог подтвердить лишь единичные случаи злоупотреблений в своей компетенции.
И раз в архивах не сохранились документы о таких социальных противоречиях, автор книги вносит сомнения - может ничего такого и не было?

Обветшавший замок Андреаса Вальмана в Розентале, колония Хортица,
находится на территории города Запорожье
В советское время в нем были квартиры учителей Педтехникума.
В 2002 году в части здания размещалось Министерство образования.
Андреас Андреас Вальманн (1857-1930) помещик и один из владельцев
фабрики «Лепп и Вальманн» в Шенвизе, Хортице и Павлограде.
Фото Димы Антифеева 2019
Источник
Mennonites in the Russian Empire and the Soviet Union by Leonard G. Friesen
В следующую пятницу: Золотой век меннонитов Российской империи
|
|
</> |
Онлайн-ТВ как часть цифровой медиасреды
Энре Ади и Nautilus Pompilius — Князь тишины — этот день в блоге
Чича на даче
Актер зверской харизмы
Miss France 2025
Как пройти в библиотеку?
Ночной Израиль
КАСА ЛОМА - ЗАМОК В ТОРОНТО ЗИМОЙ
Будет даже жаль если Зеленского сейчас заставят подать в отставку...

