Золотой век
ljwanderer — 02.02.2024К началу 20 века колонии меннонитов стали самыми процветающими и хорошо развитыми сельскими общинами во всей
России. Их деревни представляли собой сцены из книжек с картинками: свежевыкрашенные кирпичные здания, великолепные цветочные клумбы и пышные фруктовые сады, окруженные обильным урожаем
В период отъезда меннонитов в Северную Америку их фермы, скупили по сниженным ценам их оставшиеся собратья, тем самым, увеличив свое богатство. Другие богатые фермеры продолжали инвестировать в землю за пределами колоний; сотни ферм превратились в крупные поместья. У нескольких землевладельцев было 50 000 акров, у некоторых — 100 000 акров, а у одного — более 200 000 акров.
"Для русского меннонита не было чем-то необычным иметь на своей ферме от пятидесяти до ста и более наемных русских людей" (Журнал "Меннонит", 1929 год)
Ферма Дэвида Уильямса в Бродском
Хозяйство Генриха Дайка. в Розенгоф-Бродский
Имение Иоганна П. Шредера в Нойгоф-Бродский .
Цари и иностранные сановники посещали колонии, чтобы увидеть историю успеха иммигрантов и, возможно, отметить, насколько дальше они продвинулись, чем их славянские соседи.
А как же жили славянские соседи?
Если в 1858 году на селе жили около 60 миллионов крестьян, к 1914 году их стало более 115 миллионов.
Основным социальным институтом русского крестьянства была поземельная община, одной из специфических особенностей русской поземельной общины была чересполосица.
Крестьянские семьи насчитывали по 7–9, а то и 12 детей. Земля передавалась по наследству только сыновьям, но и в этом случае полосы дробились, так что в конце концов превращались почти в ничто. К началу ХХ века русская деревня задыхалась от перенаселенности и недостатка земли. Если в 1860 году на одну мужскую душу приходилось 4,6 десятины, то в 1900 году – уже 2,6 десятины, а в южной России – 1,7 десятины (1,16 га или 2,9 акров). [Сравните это с цифрой 200 000 акров меннонитских владений у одного владельца, указанной ранее]
К 1905 году в Российской империи было 40 миллионов условно безземельных крестьян.
Ситуацию усугубляло еще и то, что технологии обработки земли были в крестьянских хозяйствах крайне примитивными. Не на что было покупать крестьянину орудия труда, скота не хватало: лошади были далеко не у всех крестьянских семей, земля практически не удобрялась.Из своего скудного урожая крестьянин обязан был выделить часть, которую он должен был продать, чтоб выплатить налоги и сборы.Закономерным итогом такой перенаселенности русской деревни и неэффективности сельского хозяйства недоедание и регулярный голод. (источник)
Учебные заведения и социальные учреждения меннонитов были предметом гордости. У них были детские дома, дома престарелых, психиатрическая больница и школа для глухонемых.
Хотя многие меннониты жили в добротных деревнях, пульс их бизнеса и промышленности был явно городским. Они добились огромного богатства и влияния. Их бурный бизнес (агропромышленный, мукомольный, часовой) сделал их известными по всей стране.
Завод сельскохозяйственной техники: Martens, DeFehr и Dyck в Миллерово
(увеличивается при открытии в отдельном окне)
Несмотря на то, что меннониты в основном были земледельцами, они построили множество фабрик, на долю которых приходилось шесть процентов промышленной продукции страны. На некоторых заводах работали сотни людей, и они производили до 3000 орудий в год.
Страницы справочника Екатеринославля,1915 год
Александробад имел свой водопровод с
родниковой водой, электрическую станцию и центральное
отопление.
Также здесь была собственная пристань на Днепре, вблизи которой
гости устраивали прогулки на лодках,
принимали солнечные ванны и любовались пейзажами.
Вокруг был прекрасный парк, где вечером играл оркестр,
курортники
фотографировались на фоне специально установленной скульптуры
Тараса Бульбы
и посещали его пещеру, в которой были установлены стол и табуретки
из цельного гранита.
По воспоминаниям, там постоянно прятались беглые арестанты,
бродяги, беспризорники
Потом здесь был военный госпиталь. просуществовал до 1919 г., был разрушен анархисткой Марусей Никифоровой.После возведения Днепрогэса Александробад исчез под водой.
Набирало обороты и образование. В культурном отношении меннонитам потребовалось больше времени, чтобы добиться своего. Приехав в Россию, они открыли начальную школу в каждой деревне, но качество образования поначалу было невысоким. Обучение было базовым и иногда мало что выходило за рамки запоминания Священного Писания. Учителя не были хорошо обучены и не имели хорошей зарплаты. Некоторое время казалось, что целью образования было главным образом увековечить веру и немецкий язык. (Wally Kroeker "An Introduction to the Russian Mennonites")
Из справочника Екатеринославля, 1915 г
Школа в Шёнфельде
Но со временем и это изменилось. Учительство стало уважаемой профессией, уступающей только сельскому хозяйству. К 1914 году, согласно одним подсчетам, меннониты в России могли похвастаться несколькими сотнями начальных школ, более чем дюжиной средних школ и несколькими женскими школами, а также педагогическими колледжами, профессиональными училищами и коммерческим училищем.
Центральная школа в Орлове, Молочная
Студенты-меннониты в Санкт-Петербурге, 1895 г
Обучение на стоматолога в Берлине
Обучение в Швейцарии 1911
Диплом Рижского политехнического института
(увеличивается при открытии в отдельном окне)
По мере того как росла приверженность образованию, рос и литературный интерес меннонитов.
Как и образование, издательское дело развивалось медленно, отчасти из-за ограниченной в немецкоязычных материалах российской среды. Проще было импортировать материалы для чтения из Европы. За исключением песенников, в России XIX века мало издавалось для меннонитов.
К концу века издательское дело начало набирать обороты. Издательство «Радуга» («Радуга») начало публиковать религиозные материалы в 1897 году, а в 1903 году основало Фриденстимме , первое меннонитское периодическое издание в России. В конечном итоге тираж достигнет 5800 экземпляров.
Радуга стала ведущим издателем евангелической литературы для групп, не относящихся к меннонитам.
Брошюра издания т-ва Радуга,
пропагандирующая версию голландского происхождения меннонитов
Источник:
Leonard G. Friesen "Mennonites in the Russian Empire and the Soviet Union Through Much Tribulation"
Завтра: У истоков глобализации
|
</> |