рейтинг блогов

Дорогой Дептранс города Москвы, позволь тебя расцеловать!

топ 100 блогов mymaster04.04.2013Транспорт Аннотация: о новом тарифном меню, как заменить билет на 1-2 поездки, и почему же на самом деле их убрали. Зачем пришлось убрать проездные билеты на метрополитен?.. И как работает пресс-служба Дептранса. Я решил рассказать немного инсайда, как у меня тут недавно и просили.

Недавно мне позвонил мистер Кац: "Ты совсем загонял нашего штабного крокодила! Рептилия не может столько работать. И ладно бы гонял его есть мудаков, так ведь нет - подсылаешь его нормальным людям по любой мелочи! Он растолстел, стал ленив и все время теперь тратит на вылизывание своих яиц!" В такие моменты, естественно, наступает какая-то переоценка ценностей... Задумываешься о многом. Вспоминаешь всех, кого успел обидеть и становится как-то очень стыдно за свое поведение.

Кто знает до чего так можно докатиться в жизни?.. Того и глядишь скоро Каца в жопу начну посылать в твиттере по каким-нибудь злободневным вопросам :( Злой я стал какой-то на фоне не прекращающихся и не уменьшающихся болей (ох, боженька, сколько мне их еще осталось?..). Так скоро и вовсе начну хотеть неизвестного викадина, хотя периодически из каких-то совершенно романтических убеждений манкирую возможностью принять вполне себе доступный кеторолак.

Вот в таких условиях мне написал Михаил Фишман - спрашивает: "А что в трамваях водитель теперь билет на одну поездку не продает? Разве это правильно?" Ну я конечно начал объяснять, что это как раз очень правильно и по уму. Говорю: "Куча же информации в сети, это такая многошаговая стратегия Дептранса и там все до мелочей продумано!" Ну а он мне совершенно резонно и говорит: "Так напиши об этом на Йополисе!" И я написал, конечно же. И пока писал понял две вещи: во-первых, я снова полюбил Алёну Еремину, а во-вторых, в формате "Йополиса" я не могу описать всех тонкостей тарифного меню... все таки это не научно-популярное издание.

Так что сейчас я вам расскажу под катом кучу инсайда про тарифное меню и вообще...

Новая система тарифов, как я рассказывал вам ранее, разрабатывалась еще с весны прошлого года, причем с привлечением в том числе иностранных консалтинговых агентств. Я толстую презентацию по этой теме видел в руках Евгения Михайлова (Это первый зам Ликсутова, если кто не знает. Ну.. а Ликсутов, если кто не знает - это зам Собянина по транспорту. А Собянин... это такой политический деятель в эпоху жизни и творчества Димы Билана) в мае, но тогда мне ее не дали - сославшись на то, что дорабатывают, доделывают, обсуждают и пестуют. Было сильно заметно, что "новое тарифное меню" - это любимый ребенок. Даже просто потому что Михайлов натурально им хвастался :) По-моему, это очаровательно - когда чиновник начинает "за закрытыми дверьми" искренне хвастаться плодами своего труда. По крайней мере сентиментального меня это умиляет :))

Но не суть. Суть в том, что этот плод родился в ту пору, когда в Дептрансе не родилось другой очень важной структуры - нормальной пресс-службы. Причем о том, насколько важно работать с информацией тогда не понимал никто в руководстве Дептранса. То есть совсем. Рассказываешь, что надо объяснять людям свои планы, чтобы не появлялось тупых слухов - а реакция нулевая. Такой примерно подход был: "Ну мы же ХОРОШЕЕ дело будем делать, зачем что-то еще надо?!" Очень долго эта тема была совершенно недооценена. Я приходил к Михайлову и рассказывал как в Самаре мы проваливали разные инициативы, потому что не было внятной поддержки населения... а он как-то совсем меня не понимал. Меня это непонимание так не радовало (потому что я ожидал проблем из-за этого), что я начинал практически ругаться с Михайловым в его же кабинете - что вообще-то не вежливо. Вот когда мы там были с Варламовым и Кацем, Илья мне всю ногу отдавил под столом в попытке спасти от меня Михайлова.

Но в итоге все же набив некоторое число шишек Дептранс начал делать нормальную пресс-службу. Точнее принял решение, что надо бы ее сделать - а вот что такое правильная структура, там понятия никто не имел. К сожалению по состоянию на декабрь прошлого года с этой темой еще сохранялся общий дурдом - к формированию структур приступили, но делать они еще ничего не могли. А между тем подошло время для того чтобы выдавать на свет божий любимого ребенка - тарифное меню! Ведь первые изменения системы оплаты начались с 1 января, и коснулись монорельса. Помните какой ужас вместо информации был в декабре по всей этой теме? Смешали все в кучу, а информацию выдали в форме пресс-релиза и пресс-конференции. Выходим на февраль - тут уже начинаются серьезные изменения тарифного меню, объединяются билеты на метро и наземный транспорт: опять выходит какой-то полный трешь. Рассылают презентацию, из которой ничего не понятно... люди, естественно, начинают подозревать худшее - ведь любой информационный вакуум заполняется слухами. Я, конечно, очень ругаюсь - и пишу открытое письмо Дептрансу. Свою задачу я видел в том, чтобы распечатка поста легла на стол Ликсутову, потому что на этом этапе провалы с информированием были уже его личными провалами, связанными с недостаточной организацией процессов внутри структуры Дептранса. Решение делать пресс-службу приняли, а делать ее как надо по прежнему не давали. И, естественно, распечатка на стол Ликсутову попала.

И вопросом наконец-то в полной мере смогла заняться Алена Еремина. Вы помните, как в январе представляли изменения тарифов? Вот теперь сравните с тем, что было сделано к концу марта, ко вступлению в силу следующего блока изменений:

Информграфика по типам билетов, которую развешивают на площадях общественного транспорта, которую можно скачать в интернете:
а) Типы билетов, цены, и сроки действия
б) График введения новшеств
в) Подробно о преимуществах билета на 90 минут
г) Подробно о преимуществах "электронного кошелька"
д) Какие билеты можно будет купить у водителей
е) Советы по выбору билетов из нового меню

А вот новый подход к дизайну билетов на транспорт. Новый подход к подаче самой информации. Не даром на бизнес-линче Артемий Андреевич заметил: "Ну наконец-то! Медведь в лесу издох, епта. ... Любопытно, что сегодня Дептранс ведет себя и выглядит как наиболее адекватная структура среди всей городской власти".

Дорогой Дептранс города Москвы, позволь тебя расцеловать!

Параллельно идут объявления на станциях метрополитена... В рекордные сроки запускают сайт http://www.troika.mos.ru/ на котором не без забавностей реализован в том числе "тарифный калькулятор". Может возникнуть резонный вопрос: "Нафига еще один сайт?" Потому что надо было делать срочно. То, что сайт нужен не для отдельных нововведений, не для предприятий, а для всей отрасли - поняли и работают над этим. Ждите его, будет :)

Но я даже не об этом. Я о том, что вы видите некоторый контраст? :) Динамику, так сказать некоторую. Надеюсь, что этот пример поможет Дептрансу в целом оценить в полной мере важность подачи информации. Мы живем в информационном пространстве, когда мало просто делать хорошие дела, важно еще и делать для них красивую упаковку. Вот получился фэйл с бракованными билетами на 90 минут в первый день (а в любом большом деле все начинается обязательно вот с такого чего-нибудь) - мгновенная реакция: приказ пропускать бесплатно. Адекватная реакция адекватной миру структуры, которая понимает, что репутационные издержки могут быть дороже финансовых! Я думал не доживу до такого :))

А теперь я в плане благодарности дорогому Дептрансу за новое тарифное меню, и новую пресс-службу, расскажу вам пару вещей про то почему убирают билеты на одну поездку, и почему убирают проездные на метро. Потому что это сейчас любимые вопросы, на которые Дептрансу трудно ответить даже с нормально устроенной пресс-службой.

Например - почему надо убрать билеты на 1-2 поездки?

Начнем с билетов на пару поездок. У нас много людей, которые почти не ездят на автобусах, но ездят на метро. Им нужны в жизни именно единичные поездки на автобусе, и они, как правило, покупают билет на него у водителя. Естественно, это тормозит посадку и отправление транспорта. Причем не надо винить в этом только турникеты, не было бы их - все равно водителю пришлось бы отвлекаться от своих профильных обязанностей и тоже пришлось бы терять время. Вот чтобы люди как правило ездящее на метро не покупали билет у водителя, билет метро и автобуса стал единым. Теперь те, кто ездит на общественном транспорте "по случаю" - ну например из бара, когда за руль не сядешь, или делит машину с женой... Они покупали билет на 1-2 поездки, и давали приличную нагрузку на кассы и все тех же водителей. Для них увеличили срок действия билетов на 4-60 поездок до 90 дней. Купили билет на 20 поездок, положили в кошелек и катаетесь три месяца по нему - не создаете очередей.

Окей, вы проездом в Москве, или вообще почти никогда не пользуетесь общественным транспортом. Например вы живете и работаете в Химках, а в Москву приезжаете очень редко в театр сходить. Или у вас машина, и в общественный транспорт вы попадаете только когда она в ремонте. Ну или вы живете в Сызрани, и через Москву только в Шереметьево транзитом катаетесь. Тогда для вас пресловутая "Тройка" - электронный кошелек. Его залоговая стоимость всего 50 рублей, положить на него можно сколько угодно денег, они не сгорают, не имеют сроков действия. В течении 2013 года будет 25 тысяч точек пополнения этой карты, не считая того что ее можно будет пополнить с телефона СМСкой, или через банкомат. Подключатся терминалы оплаты сотовых телефонов к этой системе. То есть вы сможете ее пополнять даже сидя в другом городе. Вернуть бланк, если он вам почему-то больше не нужен (видимо перед смертью - я иного придумать не могу) сможете в любой кассе независимо от места покупки. Итак, вы транзитом в Шереметьево из Сызрани? Купили при приезде "Тройку", проехали, положили в кошелек. Она, кстати, скоро будет работать на аэроэкспрессах - так что в аэропорт ездить станет вообще очень удобно. Обратно ехать - заранее СМСкой ее пополнили, и забыли как страшный сон очереди в кассы на вокзалах! Если вы с Подмосковья, то скоро этот же билет будет работать на электричках - то есть он вам будет очень в тему. Автомобилист? Так он будет работать на паркоматах в центре города.

То есть давайте будет объективны - нет такой категории граждан, кому бы не была предложена УДОБНАЯ альтернатива билету на 1-2 поездки. Цель ускорить посадку в автобусы и убрать очереди в кассы в том числе на вокзалах - вообще очень благая. Только вот давайте будет честными - кто у нас из людей задумывается о "новом тарифном меню" в реальной жизни? Кто будет раздумывать о том, удобно ему купить "Тройку" или не удобно? Да никто. У нас очень консервативный и ленивый на изменения народ. Это горькая но правда. Поэтому если его не хлопнуть по голове, он думать не начнет. Как у классиков: "Пока гром не грянет". Так что да - можно было в автоматах продавать билеты на 1-2 поездки... только это бы стимулировало кучу народа и дальше не думать. Стоит задача не только ввести новое меню, но и переучить кучу консервативных людей - показать им новые возможности, включить их как-то в процесс размышлений. Оставь им лазейку - и все провалится - лень человеческая неодолима. Поэтому с июля поездки на 1-2 поездки исчезнут. Поэтому уже сейчас в транспорте водитель продаст билет только на 2 поездки, а с июля только на 4 поездки. Да, это дубина, которой загоняют в счастливое завтра. Но только популисты и фанатики могут говорить, что эта мера в нынешней Москве не уместна. Давайте трезво смотреть на мир, и всех кто начинает ныть по этой теме бить по темечку: леность ума - грех.

Теперь еще интересней - расскажу о том, почему нельзя было оставлять проездной только на метрополитен.

Во всем мире существует понятие "транспортная система", в которой вы оплачиваете не факт посадки в салон, а факт пользования транспортной системой. В России это огромное новаторство - "повременка" за пользование транспортной системой. Нас очень долго отучивали от того, что у нас есть единая система транспорта, в которой возможны пересадки. У нас никто не любит пересадки, а они - основной способ оптимизации скорости поездок. Все та же леность ума не дает людям задуматься о том, как спланировать свою поездку оптимально. Многие вообще панически боятся наземного транспорта - они ездят только на метро, даже в тех случаях, когда поездка по земле выгодней. Пример хотите? Ну вот огромная глупость из Щукино в Строгино ехать на метро, а не на трамвае (он идет там по выделенке и гарантировано позволяет экономить время).  Но куча людей не поедет на трамвае - поедет на метро. Они даже не подозревают о том, что там ходят какие-то трамваи.

То есть, для этого есть конечно куча причин - во-первых у нас очень хреново с навигацией, во-вторых, с надежностью наземных сообщений... но в-третьих, таким поездкам не способствует и система оплаты. Что делается в плане навигации? Новая схема метро в вестибюлях будет включать связки соседних линий, и вообще будет иметь сведения о кучи наземного транспорта. И это только начало в рамках подготовки общей системы навигации. Надежность наземных сообщений повышают создавая выделенные полосы, новые графики движения, изменяя системы диспетчеризации - кучу вещей делают. Не все, но кое что получается. Все таки при Лужкове целенаправленно уничтожали общественный транспорт много лет - это так быстро не восстановишь. Ну вот мы и добрались до "в-третьих", если у человека проездной на метро - он точно не будет думать о трамвае "Щукино-Строгино". А еще он не будет думать о том, что всего в одной остановке автобуса от метро есть хорошее кафе, в котором можно вкусно посидеть. Гуляя по Садовому он будет искать станцию метро Кольцевой линии и спускаться, тратя кучу времени, на глубокую станцию, вместо того, чтобы просто проехать на троллейбусе "Б".

Наше метро ужасно перегружено в том числе из-за того, что последние 20 лет его позиционировали как "единственный транспорт", а на земле - это так, недоразумение для бабушек. Есть куча хордовых маршрутов наземного транспорта, которые способны разгрузить метро. Есть куча маршрутов в центре города, способных разгрузить центральные пересадочные узлы метро. Наконец, у нас очень низкая подвижность - то есть человек сто раз подумает о том, стоит ли куда-либо ехать, в том числе потому что это сулит ему лишние расходы при пересадках. Низкая подвижность - это уже штука из области экономики - низкая подвижность ведет к стагнации в экономике. То есть у нас стоит задача не только перевезти людей, но и задача заставить их подумать о возможных альтернативах метро, а также аккуратно стимулировать рост числа поездок. Вот признайтесь честно - проездной "только на метро" будет помогать решению этой задачи, или мешать ей? Ну то есть да - вы сейчас твердо уверены, что все что вам надо находится у метро. И это весьма верно - потому что в городе вся экономическая деятельность концентрируется у станций. Но городу надо, чтобы он развивался весь. Чтобы наземный транспорт становился реальной альтернативой перегруженному метро.

В этих условиях не умные люди начинают кричать о "навязанной услуге". Идиоты, одумайтесь - это всего лишь попытка разгрузить метро и вдохнуть жизнь в районы города, расположенные не у станций метро. "Но почему я должен платить?!" Вы конечно вольны воспринять это, как повышение цены на проезд. А можете взять и воспользоваться возможностью, которую вам подсовывают. Если вас это утешит, то в Праге, или в Нью-Йорке (да и где угодно) вы тоже могли бы купить только проездной билет "на пользование транспортной системой". Это дикий архаизм и большая ошибка - деление транспорта по его видам. Я не сомневаюсь, что билеты ТАТ в будущем уйдут в утиль. Но это можно будет сделать только после того, как люди привыкнут что наземный транспорт - это тоже транспорт, который во многих случаях не хуже, а лучше метро. Попробуйте оценить время поездки на метро вместе с временем подхода к станции, временем спуска на эскалаторе, временем поездки с пересадкой в центре. Очень может оказаться, что наземный транспорт - еще не доведенный до ума в полной мере - уже окажется для вас выгодней.

То есть да - это еще одна дубина, по загонянию вас в светлое будущее. И да, тут кому-то придется и правда пойти на жертвы ради общего блага. Надеюсь, что таких людей немного приободрит, то что жертвы и правда во имя блага, а не по чей-то глупости. В конечном счете все мы заинтересованы в том, чтобы очередей не было, чтобы автобусы отправлялись быстрее, и чтобы в метро стало посвободней. Все мы заинтересованы в росте экономики, росте подвижности, росте ответственности пользователей общественного транспорта. Автомобилисты поступились полосами движения для общественного транспорта - чтобы в итоге всем избавиться от пробок. Пассажирам ОТ тоже надо кое-чем поступаться, чтобы исправлять перекосы системы общественного транспорта возникшие из-за деятельности мэра-дегенерата Лужкова. И да, тут как и с пробками не надо думать, что все счастье наступит завтра. Психика человека такова, что его поведение перестраивается не менее полугода.

У меня к новому тарифному меню такое же отношение как у Михайлова: это любимый ребенок. Хоть и сложный... И к новой пресс-службе у меня такое же отношение. Очень горько смотреть, когда она делает глупости... но своя же - другой не будет. Зато когда делает все хорошо, очень хочется ее расцеловать :) Так и со всем транспортом в целом: на нем можно не только ездить, его можно правда любить, ценить и гордиться.

И у меня к вам в связи с этим личная просьба - помогите распространить ту часть мыслей, которая объяснят про поездки на 1-2 поездки и долгосрочных проездных на метро. Пресс-служба по понятным причинам так рассказать как мы не сможет. Мне кажется тем, кто делает много чего хорошего надо помогать делать еще больше хороших вещей.

UPD: Вы спрашивали, мы отвечаем: а что же с банковскими картами?!

По сути банковские карты работали в эпоху до "Тройки" как она работает теперь - в форме электронного кошелька, но имели дисконтную программу. С введением "Тройки" к вопросу тарифообразования было решено подойти полностью по-новому, в том числе разработать заново систему дисконта. Например, уже скоро "Тройка" будет проверять - если человек совершил две поездки в пределах 90 минут, ему будет возвращаться разница денег между двумя билетами и билетом на 90 минут. То есть человек начнет экономить, даже особо этого не подозревая. Но это только первый кусочек дисконтной программы, которая разрабатывается для "Тройки". Поскольку у ней будут подключаться парковки, электрички, аэроэкспрессы, а также куча новых систем пополнения - СМСки, банкоматы, терминалы оплаты, возможно электронные деньги - то у разработчиков системы возникает очень много "переменных" в одном уравнении, которое можно назвать "экономика "Тройки". Если параллельно ней будут существовать еще банковские системы оплаты, отличные по своим свойствам, то администрирование системы будет чрезмерно сложным. Поэтому в создании этой системы первый шаг - уравнять "Тройку" и банковские карты. Что было сделано. А теперь будут следующие шаги - внедрение дисконтной программы. И тут стоит вопрос что "тройка" и банковские карты будут идти по этой программе вместе. Параметры и сроки пока называть невозможно - надо сперва решить уравнение со многими неизвестными, для чего надо сперва прояснить всю экономику этих неизвестных. Да - тем у кого уже был дисконт его отмена совершенно не приятная история. Но те, кто понимают как строится архитектура сложных систем, думаю поймут что при построении новой системы сперва надо было убрать надстройки старой... Не думаю что эта информация кого-то успокоит или обрадует, но по крайней мере она проясняет принципы работы и направления развития на перспективу.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Минстрой принципиально поменял правила расчёта сметной стоимости. Теперь это можно сделать только программным комплексом Грандсмета 2021. Отныне все работы по госзаказу (а других у нас практически не осталось) принимаются только в формах этой программы. Обновлять более старые версии ...
И подарил... ☺☺☺ ...
Экранизация одноименной пьесы К.Симонова. Начало 70-х годов. Известному и преуспевающему американскому журналисту стало известно, что некими силами в Америке замышляется провокация, которая может вызвать новую войну. Человек, сообщивший ему эти сведения, надеется, что он опубликует их ...
Я в очередной раз сделал резкий вираж и занялся гусями. Вот в ветеринарную академию шел спецом по кроликам, оттуда вышел практиком по коровам, поучился на оленей и вот гуси. Казалось бы нет никакоц связи ан нет. Олени это долгий процесс и дорогой, ну а гуси дешевый и быстрый, так что из ...
Сегодня был не простой день. Утром серьезные переговоры практически до обеда, потом мухой метнулась домой - привезли стиральную машину. Старая Zanussi, проработав 20 лет, скрипучим голосом сообщила, что устала, и полный бак отжимать больше не в ...