Чупятов и Вуд. Ар-декошно-ракурсное


Леонид Чупятов (1890-1941). Скоростной поезд, 1924

Грант Вуд (1891-1942). Смерть на гребне дороги, 1935
Помимо одинаковой продолжительности жизни, близких дат рождения и очков Чупятова и Вуда сближает то, что они любили необычные резкие ракурсы. Вообще, их любили многие в 1920-1930-х года. В систему эти ракурсы и резкие перспективные сокращения начали возводить импрессионисты, которые стали воспринимать картину как мгновенный снимок реальности, а не как театральную сцену, на которой разворачивается представление. Но их опередили японцы, авторы гравюр укиё-э (искусства, которое в самой Японии считалось низким и появилось не в такой уж глубокой древности - зародилось в 17 веке, а классический вид обрело к концу 18-го, не без влияния европейских гравюр с их резкой перспективой).
Вообще, таковы тенденции развития живописи и графики: от всеохватности (стремления в одной картине изобразить весь мир) к фрагментарности, от "срежессированности" к видимой случайности, от видимой объективности к видимой субъективности*, от картины, где целое представляет сумму частей, к картине, де часть подчиняется целому.
Об этом, без малого двадцать лет назад я читал у Л. Жегина. Он интересен, когда не занимается измышлизмами про обратную перспективу.

Л. Чупятов. Лестница, 1925
*Боюсь, на этот счет придется давать пространные пояснения. Но не сейчас.
P.S. Первые две картины заставляют вспомнить заставку к "Пуаро", которая мне очень нравится.
|
</> |