Об изящных "больших стилях"

топ 100 блогов tito010725.03.2018 Таковых, по моему мнению, в истории европейского искусства было три: интернациональная готика, рококо и модерн. И один неизящный - неоклассицизм. Но обо всем по порядку.
Мне не очень нравится, когда под одним термином объединяют стили в музыке, литературе и визуальных искусствах. Так уж устроен человеческий мозг, что он не любит хаоса и случайности и везде ищет систему. Да, скажем, для барочной музыки характерна сложности и для барочной архитектуры тоже характерна, но найти нечто общее можно и у дикобраза с планетой Юпитер. Музыка, литература и изобразительное искусство говорят на принципиально разных языках и в объединении их в один стиль видится некоторая натянутость. (Хотя я не вижу ничего плохого в использовании, скажем, терминов "барокко", или "классицизм" применительно к музыке и литературе. И уж тем более, не имею ничего против термина "музыка эпохи барокко")*.

Об изящных больших стилях 1400.jpg
Неизвестный английский мастер, ок. 1400 г.

Более того, объединение под одной маркой архитектуры и живописи порой выглядит натянутым. Скажем, живопись Рубенса и архитектура раннего фламандского барокко (в том числе собственный дом художника, построенный по его проекту) - много ли у них общего? (По мне, так с архитектурой Борромини общего у живописи Рубенса куда больше). Нет в этом доме ни извилистых S-образных линий, ни особого динамизма. Вообще, как я уже писал неоднократно, архитектуру барокко уместно разделить на два стиля: "постренессанс" и "проторококо". Или, напротив, объединить архитектуру ренессанса, барокко (включая сюда "барочный классицизм" 17 в.) и рококо в один "сверхстиль". Использование античной ордерной системы, своды на люнетах, зеркальные своды, кессоны, раскреповки, сложные двойные и тройные купола (там, где они есть), овальная планировка - все это (или почти все) встречается уже в архитектуре возрождения и получает развитие в последующие века. Этот "суперстиль" можно определить и через отрицание, как "не-готику".

Так вот, все три стиля: интернациональная готика, рококо и модерн складывались стихийно из элементов, порой существовавших задолго до этого, имели распространение на широкой территории и были всеобъемлющими, т.е. охватывали почти все виды визуальных искусств, вт.ч. прикладные: архитектуру, скульптуру, живопись, графику, костюм, мебель. Все их объединяет любовь к хогартовским S-образным линиям и к нежным, изысканным цветам. И каждый является своего рода пиком в развитии искусства, но целостность и гармония существуют недолго.

Об изящных больших стилях _7.jpg
Иоганн Батист и Доминик Циммерманы. Кафедра Вискирхе

В отличие от них, неоклассицизм, во многом, складывался планомерно и строился как антитеза рококо. Его можно считать первым в череде "историзмов" 19 века. Подражательный характер заставляет стремиться к стилистической чистоте, но это стремление приводит к тому, что даже в сравнении с французским классицизмом 17 в. и английским палладианством он выглядит сухим и выхолощеным: и архитектура и скульптура и живопись. Русская архитектура классицизма и ампира, на мой взгляд, в целом, интереснее и "живее", чем западноевропейская того времени, но это потому, что наш классицизм (не случайно без приставки "нео-") - своего рода аналог и ренессанса (в Италии) и классицизма 17 века. Неоклассицизм не любит "хогартовские" линии, впрочем, место для изящества остается в костюме рубежа 18-19 вв., как мужском, так и женском.

Об изящных больших стилях 0_2004af_82e01006_X4L.jpg
Густав Климт

Еще один стиль - "изящный" но не "большой" - маньеризм. Он был распространен на широкой территории, но охватывал, прежде всего, живопись и скульптуру и, отчасти, декор (но последний - скорее переходное явление между ренессансом и барокко). "Маньеристический костюм", "маньеристическая мебель" - кажется, даже терминов таких нет. Маньеристиеская архитектура - тоже понятие условное. Между архитектурными проектами Вазари и его же живописью общего куда меньше, чем между живописью и архитектурными проектами Рубенса.
Теперь надо бы написать про каждый из этих стилей по отдельности (в дополнение к тому, что писал). И, конечно, про ренессанс - почему о нем уместно говорить скорее как об эпохе, чем как о стиле.


*Можно идти от ассоциаций. Скажем, "Лунная соната" и "К Элоизе" вызывают у меня в памяти картины Фридриха. А вот картин назарейцев не вызывают, как и картин Давида, или Тёрнера. Но это субъективно.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
   - Это часть фото . Это было в Крыму на страусинай ферме нам тогда было весило и отуда больше всех фото ) то есть очень много позитива. Я подумываю эту часть фото сделать авой в твиттери, мене нравиться )) и это главная )). У меня сейчас ...
. И.о. Президента Украины, спикер Верховной Рады Александр Турчинов обещает освободить от ответственности всех тех, кто добровольно сложит оружие и освободит ...
Здравия желаю, мои уважаемые моншеры.Итаг, в ознаменование конца года, хотелось ...
Не каждый называющий себя Наполеоном Бонапартом является Наполеоном Бонапартом. Не смотря даже на то, что некоторые из называвших себя так действительно были Наполеонами Бонапартами. Эта очевидная мысль чудесным образом становится совершенно ...
Кто же не любит выходных посреди недели. Стоило пожаловаться на отсутствие лета как 24-27 градусов на носу) У нас на этой неделе был четверг - поехали выгуливать лодочку на ...