Об изящных "больших стилях"
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Мне не очень нравится, когда под одним термином объединяют стили в музыке, литературе и визуальных искусствах. Так уж устроен человеческий мозг, что он не любит хаоса и случайности и везде ищет систему. Да, скажем, для барочной музыки характерна сложности и для барочной архитектуры тоже характерна, но найти нечто общее можно и у дикобраза с планетой Юпитер. Музыка, литература и изобразительное искусство говорят на принципиально разных языках и в объединении их в один стиль видится некоторая натянутость. (Хотя я не вижу ничего плохого в использовании, скажем, терминов "барокко", или "классицизм" применительно к музыке и литературе. И уж тем более, не имею ничего против термина "музыка эпохи барокко")*.
![Об изящных Об изящных больших стилях 1400.jpg](/images/main/ob-izyaschnih-bolshih-stilyah-cc87b6.jpg?from=https://img-fotki.yandex.ru/get/985135/109816945.14e/0_dc4a8_bbd1afdf_XXL.jpg)
Неизвестный английский мастер, ок. 1400 г.
Более того, объединение под одной маркой архитектуры и живописи порой выглядит натянутым. Скажем, живопись Рубенса и архитектура раннего фламандского барокко (в том числе собственный дом художника, построенный по его проекту) - много ли у них общего? (По мне, так с архитектурой Борромини общего у живописи Рубенса куда больше). Нет в этом доме ни извилистых S-образных линий, ни особого динамизма. Вообще, как я уже писал неоднократно, архитектуру барокко уместно разделить на два стиля: "постренессанс" и "проторококо". Или, напротив, объединить архитектуру ренессанса, барокко (включая сюда "барочный классицизм" 17 в.) и рококо в один "сверхстиль". Использование античной ордерной системы, своды на люнетах, зеркальные своды, кессоны, раскреповки, сложные двойные и тройные купола (там, где они есть), овальная планировка - все это (или почти все) встречается уже в архитектуре возрождения и получает развитие в последующие века. Этот "суперстиль" можно определить и через отрицание, как "не-готику".
Так вот, все три стиля: интернациональная готика, рококо и модерн складывались стихийно из элементов, порой существовавших задолго до этого, имели распространение на широкой территории и были всеобъемлющими, т.е. охватывали почти все виды визуальных искусств, вт.ч. прикладные: архитектуру, скульптуру, живопись, графику, костюм, мебель. Все их объединяет любовь к хогартовским S-образным линиям и к нежным, изысканным цветам. И каждый является своего рода пиком в развитии искусства, но целостность и гармония существуют недолго.
![Об изящных Об изящных больших стилях _7.jpg](/images/main/ob-izyaschnih-bolshih-stilyah-2cebde.jpg?from=https://img-fotki.yandex.ru/get/912395/109816945.14e/0_dc4a9_3de6bdb5_XXL.jpg)
Иоганн Батист и Доминик Циммерманы. Кафедра Вискирхе
В отличие от них, неоклассицизм, во многом, складывался планомерно и строился как антитеза рококо. Его можно считать первым в череде "историзмов" 19 века. Подражательный характер заставляет стремиться к стилистической чистоте, но это стремление приводит к тому, что даже в сравнении с французским классицизмом 17 в. и английским палладианством он выглядит сухим и выхолощеным: и архитектура и скульптура и живопись. Русская архитектура классицизма и ампира, на мой взгляд, в целом, интереснее и "живее", чем западноевропейская того времени, но это потому, что наш классицизм (не случайно без приставки "нео-") - своего рода аналог и ренессанса (в Италии) и классицизма 17 века. Неоклассицизм не любит "хогартовские" линии, впрочем, место для изящества остается в костюме рубежа 18-19 вв., как мужском, так и женском.
![Об изящных Об изящных больших стилях 0_2004af_82e01006_X4L.jpg](/images/main/ob-izyaschnih-bolshih-stilyah-e54c0c.jpg?from=https://img-fotki.yandex.ru/get/1025287/109816945.14e/0_dc4a7_c0a10980_XXL.jpg)
Густав Климт
Еще один стиль - "изящный" но не "большой" - маньеризм. Он был распространен на широкой территории, но охватывал, прежде всего, живопись и скульптуру и, отчасти, декор (но последний - скорее переходное явление между ренессансом и барокко). "Маньеристический костюм", "маньеристическая мебель" - кажется, даже терминов таких нет. Маньеристиеская архитектура - тоже понятие условное. Между архитектурными проектами Вазари и его же живописью общего куда меньше, чем между живописью и архитектурными проектами Рубенса.
Теперь надо бы написать про каждый из этих стилей по отдельности (в дополнение к тому, что писал). И, конечно, про ренессанс - почему о нем уместно говорить скорее как об эпохе, чем как о стиле.
*Можно идти от ассоциаций. Скажем, "Лунная соната" и "К Элоизе" вызывают у меня в памяти картины Фридриха. А вот картин назарейцев не вызывают, как и картин Давида, или Тёрнера. Но это субъективно.
|
</> |