Одного композитора в семье достаточно

топ 100 блогов sergeytsvetkov25.10.2022

Густав Малер (1860–1911)

Одного композитора в семье достаточно

Хотя ныне Малер славится как один из лучших композиторов рубежа XIX–ХХ вв., при жизни он был более известен как дирижёр. Сочинение музыки занимало лишь часть его времени, и симфонии зрелого периода были созданы в пору летних перерывов в насыщенной работе дирижёра Венской придворной оперы. Малер проводил лето за летом на вилле в Майерниге, на озере Вертерзее в южной Австрии. Замечательно подробно его привычки описываются в мемуарах жены композитора Альмы (она была 19 годами моложе).

Они познакомились в ноябре 1901 г., четыре месяца спустя поженились и летом вместе поехали на ту же виллу. Альма ждала первого ребёнка; Малер привёз с собой наброски Пятой симфонии, будущего шедевра, который – от похоронного марша в начале до пронзительно прекрасной Четвертой части, посвящённой молодой жене композитора, – тонко передавал оттенки различных чувств.

Одного композитора в семье достаточно

Но если творчество Малера отражало страстную и бурную внутреннюю жизнь, то его повседневная жизнь на вилле являла прямую этому противоположность. Эта жизнь, как обнаружила Альма, «была полностью избавлена от всего лишнего, почти нечеловечески проста». Композитор просыпался в 6.00 или 6.30, немедленно вызывал звонком кухарку и требовал свой завтрак: свежемолотый кофе с молоком, диетический хлеб, масло и варенье. Все это кухарка доставляла в каменную хижину в лесу, где Малер занимался творчеством (композитор не желал ни с кем говорить и никого видеть, пока не сядет за работу, поэтому из страха нечаянно столкнуться с хозяином кухарка пробиралась к нему по крутой и скользкой тропинке, а не по главной дорожке).

В хижине Малер разжигал спиртовой обогреватель. «Он почти всегда обжигал пальцы, – сообщает Альма, – не по неуклюжести, а из-за мечтательной рассеянности». Грел молоко, пил кофе и завтракал на скамейке возле хижины. После этого он запирался и приступал к работе. С этого момента Альма должна была следить, чтобы, покуда Малер работает, до его беседки не доносилось ни звука. В это время она воздерживалась от игры на пианино и, обходя соседей, сулила им билеты в оперу, если они будут держать своих собак взаперти.

Малер работал до полудня, потом тихонько возвращался домой, переодевался и шел на озеро. Плюхнувшись в воду, он свистом подзывал к себе жену. Выкупавшись, Малер лежал на берегу, обсыхая, а потом вновь бросался в воду, так пять-шесть раз, пока не чувствовал прилив сил и аппетит. Малер предпочитал простую и лёгкую пищу, тщательно приготовленную и почти неприправленную – «чтобы насытиться, не раздразнив аппетит и не вызвав тяжести в желудке», поясняет Альма, которой это казалось скорее «диетой инвалида».

После обеда Малер выводил Альму на долгую прогулку вдоль берега, изредка останавливаясь, чтобы записать в блокнот несколько нот, отбивая при этом такт карандашом. Иногда работа поглощала его более чем на час, и тогда Альма присаживалась на пень или на траву, не осмеливаясь даже глядеть на супруга. «Если он чувствовал прилив вдохновения, он улыбался мне, – пишет она. – Он знал, что ничто на свете не могло бы доставить мне большую радость».

На самом деле Альма вовсе не так легко принимала своё новое положение – супруги своенравного, привыкшего к одиночеству гения. (До замужества она и сама сочиняла музыку, но Малер заставил ее бросить творчество, заявив, что одного композитора в семье достаточно.) Тогда, в июле, Альма писала в дневнике: «Во мне происходит тяжкая борьба. И как я тоскую по человеку, который думал бы ОБО МНЕ, помог бы мне обрести СЕБЯ. Я превратилась в домохозяйку!»

Малер либо не подозревал о переживаниях своей супруги, либо предпочитал их игнорировать. К осени он завершил вчерне Пятую симфонию и следующие несколько лет каждое лето возвращался все к той же рутине, сочинив в Майерниге Шестую симфонию, а затем Седьмую и Восьмую. Если работа шла успешно, композитор чувствовал себя совершенно счастливым. Он писал своему коллеге: «Вы же знаете: все, чего я хочу от жизни, – сохранить желание работать».

Одного композитора в семье достаточно

Рабочий домик Малера в Майерниге

По материалам: М. Карри. Режим гения

Для проявления душевной щедрости

Сбербанк 4274 3200 2087 4403

Мои книги

https://www.litres.ru/sergey-cvetkov/

У этой книги нет недовольных читателей. С удовольствием подпишу Вам экземпляр!

Последняя война Российской империи (описание и заказ)

Одного композитора в семье достаточно

ВКонтакте https://vk.com/id301377172

Мой телеграм-канал Истории от историка.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вчера, 29 июля, Дмитрий Медведев утвердил поправки в закон «О ФСБ», которые расширяют полномочия органов безопасности. Представители ФСБ теперь могут предостерегать граждан от каких-либо действий. Неповиновение требованию ФСБ влечет за ...
ГРОЗНЫЙ, 28 апреля. /ТАСС/. Сын руководителя Чечни Рамзана Кадырова, 16-летний Адам, стал куратором Российского университета спецназа имени Владимира Путина (РУС) в Гудермесе. глава Чечни Рамзан Кадыров. С ноября 2023 года Адам Кадыров является начальником службы ...
А знаете ли вы, что ночь на 22 декабря, то есть сегодня- самая длинная, согласно астрономическому циклу? Целых 16 часов в Саратове не будет солнца! Уже три с половиной часов его нет, собственно, и еще двенадцать с половиной не будет. Но одно радует. Завтра наше Северное полушарие начнет во ...
snotya (спасибки, чмоки!) прислала мне из Тель-Авива — моими фотками оформлена витрина в торговом центре:Меня всегда потрясает — до чего же круто выглядят напечатанные фотки, совсем не то впечатление, что на экране компа ...
К чаю было предложено ассорти, собранное из принесённого гостями. Сегодня утром. Положил на тарелочку того, сего, собрался было пойти с тарелочкой в command center, как увидел поразительно чётко организованную структуру... ...