
Яд модернизма оставляет либо равнодушным, либо ужасает


В марте 1914 года Александр Блок в своих записных книжках пишет про театр.
И про то, как ему "неудержимо нравится здоровый реализм".
И не нравятся эксперименты в театре Мейерхольда -
В театре, - пишет Блок, - яд модернизма оставляет либо равнодушным, либо ужасает.
"Меня не развлекают, а мне помогают мелочи (кресла, уюты, вещи) в чеховских пьесах..."
Мне тоже всегда нравилось (и нравится), чтобы в спектакле была не голая сцена, а был бы – быт.
С костюмами, мебелью и антуражем эпохи.
А Всеволод Эмильевич Мейерхольд, напротив, делал свой экспериментальный театр -
приучал зрителя, что в театре условность — это норма.
Декорации, костюмы, грим Мейерхольд свёл к минимуму, стер жесткую границу между зрительным залом и сценой.
Боролся с засильем слова, делал ставку на пластическую выразительность тела актера:
хорошей актерской игрой считал такую, когда смысл сыгранного понятен и без реплик.
В начале поста - "Портрет В.Э.Мейерхольда", художник Григорьев Б.Д., 1916 год
Запечатлён момент, когда режиссёр что-то показывает актёру, какова должна быть пластика...
А ещё Блоку не нравился его портрет кисти художника Константина Сомова.
Вот этот "Портрет А.А. Блока", художник К.А.Сомов, 1907 год:

Об этом сам Блок пишет в феврале 1913 года Эрнсту Петровичу Юргенсону:
"Портрет Сомова нисколько не похож на меня, и я не хочу его подписывать"
Э.П.Юргенсон(1891-1932) был библиотекарем Публичной библиотеки в Петербурге и собирателем автографов деятелей культуры.
Оригинал картины Сомова находится в Третьяковской галерее в Москве.
Блок должен был расписаться на копии и не стал: - портрет нисколько не похож!
Ну, на мой взгляд, спорно насчёт того, что так уж - не похож!
Если посмотреть на фотографии Блока тех годов и сравнить...
1907 год:

1908 год:

Ну и ещё для примера один портрет от Константина Сомова,
"Портрет поэта М.А.Кузмина", 1909 год:

Фото Михаила Кузмина:

Фотографии и репродукции картин - из свободных источников Сети