ЧТО ДЕЛАЛ БАБОЧКИН ПОСЛЕ ЧАПАЕВА
ygashae_zvezdu — 17.01.202018 января родился Борис Бабочкин, легендарный исполнитель роли Чапаева.
Бабочкин так и остался в кино заложником пленительного, разухабистого, живого образа командира из народа. Он повторил судьбу Янины Жеймо, филигранной актрисы, которая сыграв Золушку, достигла совершенства. Но если Янине Золушка выпала в завершении карьеры, то Бабочкин Чапаевым карьеру начал. Каково же работалось с сознанием, что успех неповторим?
Посмотрим, что приходилось играть Бабочкину в кино, попытавшись объяснить, почему он, вкусив поистине мировую славу, не потерял голову.
Бабочкин пришел в кино, состоявшимся театральным артистом. До Чапаева он сыграл на сцене Молчалина и Чацкого, Победоносикова («Баня»), Самозванца в «Борисе Годунове». Сразу после Чапая получил роли царевича Алексея и Хлестакова.
А вот кино артиста классической школы после комдива не сильно баловало. «Мосфильм» не Голливуд, система звезд то и дело давала провисы. Галина Сергеева после «Пышки» ушла в никуда, «Бесприданница» Нина Алисова годами сидела без ролей. Хорошо было режиссерским женкам Ладыниной и Орловой, а вот с талантом Жеймо никто не знал что делать.
Именно с Жеймо, а также с Зоей Федоровой и Ириной Зарубиной столкнулся на экране Бабочкин в следующем своем фильме «Подруги». Это была женская картина, и еще один киногерой «Максим» (Борис Чирков) подыгрывал с Бабочкиным молодым звездочкам.
До войны Бабочкин сыграл только одну главную роль в фильме Льва Арнштрама «Друзья». Это был вольный байопик про начало славных дел Сергея Мироновича Кирова. В детстве я видел эту картину, и она мне понравилась, - много боев, романтики, красивая природа Кавказа. Но славы Бабочкину «Друзья» не добавили.
С началом войны Бабочкин появился в агитационной пятиминутке «Чапаев с нами», потом братья Васильевы вспомнили свой талисман, задействовав его в роли лощеного белогвардейца в картине «Оборона Царицына». Вряд ли это отвечало потребностям актера.
А вот картина Сергея Герасимова и Михаила Калатозова «Непобедимые» (1942) если и не не приближалась к тому, чего он в искусстве хотел, то хотя бы одарила интересным творческим процессом. Съемки начались осенью 1941 в блокадном Ленинграде. Фильм рассказывал о работниках завода имени Кирова, которые трудились над выпуском нового танка.
По воспоминаниям Герасимова, сценарий корректировался в соответствии с тем, чем приходилось съемочной группе сталкиваться. Господствовала импровизация, много съемок на натуре, в какой-то мере отдых от театральной рутины. Бабочкин чуть ли не впервые строил образ, не зная, куда его вывезет.
Подвело «Непобедимых» в сознании начальства и зрителей, что киношники засняли первые, осенние месяцы блокады, тогда как вся жуть, сформировавшая коллективное представление о ней началась с наступлением зимы, когда съемочную группу эвакуировали. Бабочкин признавал: «И, конечно, при таких обстоятельствах показанная в фильме жизнь ленинградцев выглядела облегченной, приукрашенной, даже фальшивой».
В том же 1942 вышел популярный ненадолго фильм с участием Бабочкина и Галины Сергеевой «Актриса». Коллизию мелодрамы немудряще позаимствовали у довоенной веселушки «Антон Иванович сердится». Спор возможна ли оперетта, когда есть классическая музыка переквалифицировался в вопрос: «Возможна ли оперетта, когда идет война?» Понятно, как отвечал на него майор Марков (Борис Бабочкин), спасенный искусством опереточной актрисы Стрельниковой.
В итоге Бабочкин пришел к желанию режиссировать самому.
По фильму «Родные поля» (1944) видно нетривиальное представление Бабочкина о кино. Сильной его стороной оказалось умение создать лирическое настроение, снизить накал барабанного боя. Слабой видится попытка избежать голого жанра, конфликта, заостренной драматургии. В результате фильм о жизни тыловой деревни, председатель которой (в главной роли Бабочкин снялся сам) мечтает уйти и таки уходит на фронт, в прокате кассы не взял, но вот коллеги Бабочкина его похвалили.
В 1947 актер поставил вторую картину «Повесть о «Неистовом», уже экспериментируя с военным жанром вволю.
В эпоху «малокартинья» Бабочкину не давали не только ставить, он играл значительно меньше. И такие фильмы как «Великая сила», где Бабочкин предстал селекционером, исповедующим теорию Лысенко и выводящего новую породу кур повышенной яйценоскости, славы ему не прибавили.
Оттепель призвала на экраны новых героев. Бабочкин уже не выглядел грозным для врагов и трогательным для друзей комдивом.
В 1966 поставил «Дачников» Горького.
В последние годы Бабочкин больше прозвучал на телевидении. Телеспектакли «Скучная история. Из записок старого человека» (1968) по Чехову и «Плотницкие рассказы» (1973) по Василию Белову показали высший пилотаж мастерства старого актера, показывая, что Чапаевым он не ограничивается.
Последняя роль Бабочкина в кино миллиардер Сэм Боулдер в фильме Швейцера «Бегство мистера Мак-Кинли». Эту картину мне оценить сложно, слишком уж она не моего плана.
Таковы роли Бабочкина, выпавшие ему после грандиозного успеха Чапаева.
Многим и этого не дано.