С ЧЕГО НАЧИНАЛ ЗАВОЕВАНИЕ МОСКВЫ ЗУРАБ ЦЕРЕТЕЛИ


4 января отмечает день рождения Зураб Церетели, такой же одиозный скульптор, как Никас Софронов - художник, а Дарья Донцова - писатель.
Проблема этих творцов в том, что в определенный момент их стало чересчур много. А когда тебя много, поневоле вызываешь раздражение. Происходит перенасыщение.
То и дело в упрек Церетели ставится, - лег под власть, дабы свои бездарные творения выставлять. Насчет «бездарные» не скажу, просто удивляясь, сколь много у нас безштанных специалистов, готовых судить о любом вопросе в диапазоне от рисунка до ядерной физики.
А насчет «лег под власть», так еще любимый средним арифметическим Довлатов заметил:
«Увы, монументальная скульптура — жанр весьма консервативный. Причина этого — в самой ее монументальности.
Можно тайком писать романы и симфонии. Можно тайно экспериментировать на холсте. А вот попытайтесь-ка утаить четырехметровую скульптуру.
Не выйдет!
Для такой работы необходима просторная мастерская. Значительные подсобные средства. Целый штат ассистентов, формовщиков, грузчиков. Короче, требуется официальное признание. А значит — полная благонадежность. И никаких экспериментов…»
Не буду ругать Церетели, поминая Петра, просто вспомню его московские работы, когда скульптор творил не под волшебной кепкой Лужкова, а под красным полотнищем.
Итак: Церетели, Москва, СССР.

Столичная карьера Церетели стартовала в преддверии Московской Олимпиады, когда его выбрали главным художником Олимпийских игр. Изначально, в Москве он проявил себя не как скульптор, а как художник-монументалист.
К 1979 году было возведено здание гостиницы «Спорт» на Ленинском проспекте. Церетели там оформил холлы, бассейны, фонтаны.
В 2004 мэрия Москвы выдала разрешение на снос «Спорта».

В 1980 открылся гостиничный комплекс «Измайлово», включающий 5000 номеров, отчего комплекс входит в пятерку крупнейших гостиниц мира. Церетели сделал монументальный скульптурный фриз для киноконцертного зала. И за это был удостоен Госпремии СССР.
В 1982 Церетели украсил мозаикой здание венгерского торгпредставительства.

В 1983 посодействовал украшательству федоровской «Микрохирургии глаза».
А вот скульптуру в Москве за все годы Советской власти Церетели установил лишь одну. В честь 200-летия присоединения Грузии к России появился монумент «Дружба навеки». За архитектурную его часть отвечал тот еще профессионал Андрей Вознесенский. В народе «Дружбу навеки» мгновенно перекрестили в «Шампур» и «Шашлык».

Таковы были первые московские работы Зураба Церетели.
Потом-то он развернулся.