ТРУДНЫЙ ПУТЬ МАЛЬЧИКА В БАБУШКИ
ygashae_zvezdu — 07.01.20207 января ушла Валентина Сперантова (1904-1978), еще одна актриса, добившаяся славы у широкого зрителя в возрасте преклонном.
С самого начала у Сперантовой как актрисы были очень большие проблемы. А именно, - маленький росточек, субтильное телосложение. Она абсолютно, категорически не годилась под классический репертуар.
Сама Сперантова это понимала и после некоторого кружения возле театров поступила все же учиться на художника в ВХУТЕМАС. Но желание актерствовать победило. Бросив художественное училище, девушка закончила ГИТИС.
С одной стороны, у Сперантовой была проблемная внешность, с другой эта внешность отсекла от нее поиски своего места путем проб и ошибок. Валентину загоняло в амплуа травести, удивительно ли, что в 1925 она пришла работать в Московский ТЮЗ. Коллеги посмеивались за спиной новой актрисы, но режиссер Юрий Бонди дал ей роль Джо Гарпера в инсценировке «Тома Сойера». Это все и решило, с тех пор Сперантова играла не переставая. Особенность актрисы состояла в том, что мальчишки, пацаны удавались ей на сцене лучше, нежели девочки.
Играть приходилось много, да не бог весть что. ТЮЗ тех времен ориентировался на современный репертуар, старательно изгоняя сказки. Только в 1938 Сперантовой досталась роскошная роль Тома Кенти в инсценировке «Принца и нищего». На премьеру попал Бернард Шоу. После спектакля он снисходительно потрепал по щеке «мальчика». «Сэр! – Одернули его. - Это же дама, и у нее есть дочь!». Потрясенный Шоу встал на колено и поцеловал Сперантовой руку.
Поистине расцвела Сперантова, когда в 1944 году перешла работать в Центральный детский театр. В «Снежной королеве» ей довелось играть в разные годы и Кая, и Герду, и бабушку. Сыграла она пионера-героя Володю Дубинина. Особенно дорогой была для Сперантовой роль Вани Солнцева в инсценировке «Сына полка». Она вспоминала:
«Невозможно передать, как хотелось мне сыграть Ваню Солнцева. Я все время повторяла про себя: «Неужели не дадут, неужели не дадут?» А после читки сразу убежала из театра, мысленно прижав к себе этого худенького мальчика, уже ставшего мне близким. Я почему-то была сразу и совершенно убеждена, что смогу воплотить на сцене характер этого ребенка, сочетавший в себе детскую романтическую фантазию и самоотверженность, наивность юного возраста и взрослую ответственность за судьбу страны, родной земли».
К сожалению, годы брали свое, а сжившись с ролями мальчишек, Сперантова оттягивала переход на возрастные роли. Кризис стал явен, когда пятидесятилетняя актриса вышла на сцену в образе Чиполлино и провалилась. Дети ее не приняли.
Расставание с прежним репертуаром давалось Сперантовой трудно. Она никак не могла удержаться от резких движений, угловатой посадки подростка. Вписывание в роли матерей семейства и бабушек заняло не один год.
Позже Сперантова напишет:
«…мои мальчики… я… прощалась с ними, и они ушли безвозвратно от меня, как умершие дети, оставив огромную боль внутри, что они не вернутся, они просто и тихо – ушли – и я плакала, я плакала тихо и одиноко. И Ваня Солнцев, и Ганька, и Егорка, и еще много-много… Они ушли и только в памяти моей они – издалека ушедших дней – тихо, с улыбкой, кивают мне, как матери, родившей их»…
Немного утешило Сперантову, что мальчишеский голос сохранился у нее до старости. Она много работала на радио (козырная роль Дик Сенд в «Клубе знаменитых капитанов»). Прекрасно озвучивала мультфильмы. Ее голосом говорил Иванушка в «Коньке-Горбуньке», Федя Зайцев, мальчик из «Золотой антилопы», Нильс, Петя из «Пети и Красная шапочка», Мальчиш-Кибальчиш.
В кино Сперантова впервые появилась в 1953 году, в детском фильме «Алеша Птицын вырабатывает характер». Роль заметная, но продолжение кинокарьера получила только семь лет спустя. В фильме «Шумный день» Валентина повторила роль матери семейства, которую играла на сцене в пьесе Розова «В поисках радости».
«Шумный день» ностальгическая картина о том, какими мы больше не будем. Мир вещей сделал нас как цуциков, и очень грустно смотреть на юного Олега Табакова, который крушит шашкой дефицитную мебель. Также грустно сознавать, что все декларации главной героини против вещизма спасает от улыбки только органическая естественность Валентины Сперантовой. Были, были такие люди, сам в детстве видел…
Настоящая слава пришла к Сперантовой в 1972 году, когда она сыграла школьную уборщицу тетю Глашу в многосерийке «Большая перемена», а вслед за тем бабушку в комедии «Три дня в Москве». Ее начали узнавать на улице.
Сперантовой посчастливилось полноценно работать до самого конца, но возраст, возраст…
Новый, 1978, год актриса встретила на больничной койке. Из больницы она больше не вышла.
Оставив нам свои роли.