Царица изменившимся лицом горит аду

Ибо, думаю, многие, аки я, в 2009 году были слегка (мягко говоря) разочарованы, прочитав "Таинственное пламя царицы Лоаны" и "не найдя" в нем всего того, к чему привыкли, читая предыдущие четыре романа. Я даже более того напишу - и прочитав последние два, вышедшие после. Ибо ни "КладбИще", ни "Нумер" ни в чем не сТрамят славные традиции всемирных заговоров и фальсификаций имени "Маятника" и "Баудолины". А вот с этим "Пламенем головного мозга" - полные непонятки, чего автор сказать-то хотел?..
Я его в 2009 году даже не дочитал до конца, всего-то страниц сто оставалось, но "отчего-то не шмогла". Где-то я даже увидел (?) слова писателя, что "это будет его последний роман", и сказал себе "Эко всё" (тем неожиданнее для меня был выход "КладбИща") и "Вот так угасает гений - аки потухнувшее пламя" (но два следОВАющих убедили меня, что "это не такЪ")...
Однако осадочек в виде недочитанной, а главное, недопонятой книжки оставался, и все эти годы (с 2009-го до 2023-го) меня терзало чувство внутренней неудовлетворенности - нельзя ведь так, чтобы шесть "вау" и только один "не вау", это очень маловероятно. Видимо, чего-то не (до)понЯл... Посему в итоге отнял (практически с боем) у "одного персонажа" книгу (свою-то я еще тогда подарил кому-то - ну а чо, у него 13 лет стоит нечитанная, сверкая суперобложкою!) и вотЪ, перечитал. На сей раз принципиально - до конца, хотя и не сразу, а в несколько присестов.
Ну и что же я имею теперь сказать за царицу и ее весьма туманное пламя (это даже не каламбур мой - автор всю книгу "пробрасывает фишку" с туманами)? Легче всего илОжить фабулу. Некий книжный антиквар из Милана грохнут инсультом (я так понимаю, аутобиографический момент?), и у него отшибло память - не помнит аще ничего. Что можно узнать и пощупать сразу - работа-жЫзЕнь вокруг, семья-жена-дети - узнает заново, но как вернуть воспоминания детства и юношества? Пришлось тащиЦЦО в деревню, в старый дом деда, где кипами навалены "сокровища прошлого" - книжки, комиксы, журналы, прописи, радиоприемник и прочий хлам, разгребая который, человек пытается что-то вспомнить.
Удается с трудом, и только когда он находит священный Грааль всех антикваров - "первое ин-фолио Шекспира" - хряпнувший тут же второй инсульт полностью возвращает ему память, и, лежа в коме, он "вспоминает всё", даже "таинственную тайну" - лицо своей первой любви... Впрочем, на самом деле уже "в гробу он ее увидел".
Итого, за такой "тонкий" сюжет "Букера" явно не дадут, даже если сие будет написано не по-итальянски, а по-английски. Остаются "художественные детали". Пользуясь приемом "разборки хлама в доме деда", автор умудряется показать мир "книжного ребенка" в Италии ХХ века, времен фашизма и Сопротивления - популярные шлягеры, книги-журналы-комиксы, этикетки, почтовые марки, стикеры для жвачки, плакаты, радиопьесы и всё такое прочее. С картинками (книга "бахато иллУстрирована"). Это и есть самая ценная и интересная часть произведения, делающая его уникальным.
Однако финал "снова всё запортил" - "роман-воспитание картинками" превратился в "подростковый любовь-морковь" про "я ее всю жизнь любил, но тогда ничего не сказал, а она уехала, и фсё, памирла так памирла". Да еще и с "летательным исходом"... В общем, "разве это финал?" (c) Так что в моем личном рейтинге романов Эко ничего не поменялось - "Царица" как была, так и осталась на последнем седьмом месте. Может быть, это именно я чего-то не вкуриваю, но есть и вероятность того, что "Акела просто недопрыгнул".

|
</> |