Трехчервонцевая литература
qebedo — 29.06.2023 Все уважающие себя читатели произведений Михаила Булгакова ***запрещен как имперско-москальский агент (имо-агент) в 1/15-й экс-СССР*** помнят, что публикация двух частей "Белой гвардии" в 1925 году совсем не сделала его известным писателем. Слава и признание (ну как признание - одним нравилось, другие пИсались кипяченым, как обычно) пришли к нему позже, когда в 1926 году вышли в печать его повести "Дьяволиада" и "Роковые яйца", а в октябре того же года во МХАТе поставили-таки "Дни Турбиных". Однако не менее уважающие себя читатели его же произведений знают, что в Москву он переехал в 1921 году, и сознательно отказывался заниматься своей прошлой профессией врача, связывая все надежды на будущее исключительно с литературой...Так что же делал писатель Булгаков с 1921 по 1926 годы - пять лет, причем таких, каждый из которых в новорожденном советском государстве шел за два, а то и за три? Писатель Булгаков писал, естественно... фельетоны в газеты. И жил на это - точнее, выживал. Потому что платили за оное ремесло в новорожденных (а зачастую и мимолетных) советских СМИ сущие гроши, на которые можно было выживать, а вот жить - уже с большим трудом.
А вокруг был "самый угар НЭПа" - стрёмная попытка построить "капитализм с социалистическим лицом" в отдельно взятом обществе фанатиков коммунизма. Растратчики, валютчики, спекулянты, мошенники, попы, малограмотные обыватели, получающие в руки деньги и власть совсем не по своим способностям и возможностям... Комсомольцы, партработники, служащие, "просветители" и "борцы за новый быт". Озабоченные курсом червонца (валюты тех дней), жилищным вопросом, качеством (и количеством) общественного транспорта и ответом на ультиматум Керзона. В общем, Москва, москвичи и жители провинции (автор сотрудничал, к примеру, с железнодорожным "Гудком" и "Медицинским вестником", где брал "за основу" материалы, присылаемые рабкорами со всей страны). Что и описывал добросовестно фельетонист Михаил Булгаков (он же М. Булл., М. Ол-Райт, М. Б., Эм., Михаил Б., просто Михаил, Эмма Б., Незнакомец или даже, внезапно, Тускарора).
Лучшее из всего этого и вошло в сборник "Москва краснокаменная". Каковы достоинства фельетонов Булгакова - написанных явно с единственной целью получить червонец-другой в кассе и прожить еще неделю? Как ни странно (а что тут странного?), оказалось, что мастерство не пропьешь - даже если автор еще не написал не только "Театральный роман", но и "Собачье сердце". Публицистика его емкая - Михал-Насич самый "экономный" классик русской литературы, умея выразить мысль минимумом текста с максимальной экспрессией (а не вот эти вот ваши "килотомные романы" левтолстовых, достаевсковых и пешкогорьких), - хлесткая, бойкая и искрометная. По стилю напоминает рассказы Зощенко, но короче, злее и без каких-либо надежд на то, что "все эти люди" смогут встать на задние ноги и отбросить хвосты "в обозримой перспективе"...
А то, что писалось исключительно гонорара ради - так мало ли чего из того, что нынче составляет "золотой фонд мировых литератур", для того и писано было? Кстати, всё это ("продажа вдохновения за червонец") прекрасно им же самим описана в фельетоне "Воспаление мозгов" - почитайте, будет очень поучительно.
|
</> |