Большие идеологемы: социализм, демократия , империализм, нации, пролетариат

топ 100 блогов new_rabochy03.04.2023 Продолжение тэга

Спор об идеологемах можно вести (часто и ведут) бесконечно, до опупения. Спорщики просто рассказывают друг другу каждый свой нарратив. Т.к. нарративы расходятся, то и спорщики не могут сойтись.
Полезной практикой в таких случаях была бы саморефлексия на тему глубинных мотивов, материальных интересов или ценностных основ, которые скрываются за идеальными позициями спорщиков.
_______________

1. Социализм в странах с партийным режимом ленинского типа – это идеологема. Не стоит забивать голову – был ли он в СССР, есть ли в КНР. Важны элементы социализма и важно отличать прогрессивные (своевременные на том или ином этапе) элементы от утопических.
* Как 1-я фаза коммунизма социализма не было и движения к коммунизму не было, оно в рамках одной страны и невозможно, но как мировое движение к коммунизму – есть и сейчас, даже независимо от нашего желания, объективно.
** В то же время бороться в рамках одной страны за элементы социализма – как элемент освободительной борьбы – было надо, и троцкистская критика «социализма в одной стране» била по самим критикам.

2. Надо отличать империализм «органический» (в смысле геополитики) от империализма как стадии капитализма. Органический свойственен всем государствам: трепетное отношение к своей территории и конфликты из-за нее с соседями.
Настоящих кап. империализмов наоборот, не может быть много.

3. Нации всегда имеют экономическое основание, но политическую форму. В зависимости от степени экономической основательности их условно можно разделить на политические и экономические.
Долгое время они совпадали – только на солидной экономической базе могла обособиться нация политическая.
* Поэтому МЭ отказывали славянам в праве на самоопределение и их освободительные движения трактовали как реакционные. Каутский преодолел эту точку зрения, но Р. Люксембург опять к ней вернулась. Ленин в 1916 г. исписал целый том, доказывая относительную независимость политического от экономического – возможность политического самоопределения всех желающих.

Центром накопления капитала может быть только экономическая нация. Поэтому с ней же связан и капиталистический империализм.
** Несколько политических наций могут составлять одну экономическую (как ЕС) и наоборот, внутри одного государства может быть несколько экономических наций (внутри Российской империи была таможенная граница с Финляндией).
Поэтому деление одной экономической нации на несколько государств не создает несколько кап. империализмов (хотя и создает орг. империализмы). Между этими государствами как правило сразу же начинаются межевые войны, но это не империалистические войны в ленинском понимании.

Слабые политические нации (т.е. неэкономические) подчинены внешним империалистическим центрам, часто нескольким, конкурирующим. Капитал таких наций весь или по большей части компрадорский.

4. Надо отличать интернационализм личный и классовый.
Личный интернационализм бытовой – уважение к культурному своеобразию и борьбе с ассимиляцией любой национальности, часто малой. Это категорическое, императивное требование, элементарная «недикость» в национальном вопросе.
* При этом оно начисто не выполняется представителями моноэтнических наций и регионов (если они не имеют опыта работы в многонациональных коллективах).

Промежуточный характер имеет интернационализм политический – признание права на борьбу за политическое самоопределение даже вопреки экономической целесообразности. Это требование не безусловное, напр. МЭ приводили такое обоснование в пользу отделения Ирландии – это будет полезно самому английскому пролетариату. А если бы не было?

Политический интернационализм противостоит органическому империализму.

Классовый интернационализм – создание международных организаций пролетариата. Ввиду отсутствия сильного рабочего движения на данный момент невозможен в принципе. Кроме того, он не имеет никакого содержания: ни территории, ни культуры, ни языка.
Любой, кто провозглашает себя интернационалистом в этом смысле, или болтун, или негодяй – националист-демагог.
Этот интернационализм должен был бы противостоять мировому империализму.

5. Надо отличать пролетариат мировой и национальный.
Пролетариат империалистического центра в течение десятилетий загнивает вместе со своим национальным производительным капиталом: с одной стороны уменьшается численно, растворяясь в массе служащих, с др. стороны – становится мировой рабочей аристократией. Интересы такого национального пролетариата противоположны интересам мирового.

Пролетариат некоторых развивающихся стран растет численно, но сначала приобретает национальное самосознание, наследуя традиции национально-освободительной борьбы.

Т.о., мировой пролетариат в настоящее время национален, что в общем объясняется неравномерностью развития и пройдет вместе с ее преодолением. Поэтому антиамериканский национализм в настоящее время прогрессивен.
Демагоги, разумеется, будут говорить о интересах абстрактного пролетариата, отождествляя их с интересами своего национального.

Идеолог-демагог вообще будет оперировать абстрактными идеогогемами, как будто они не разделены внутри себя.

6. Надо отличать подлинные и напускные мотивы в политической позиции каждого индивида. Интересы людей материальны, но они привыкли выставлять некие идеальные мотивы. Дискуссия должна начинаться с саморефлексии и признаний в подлинных мотивах.
Я, напр., патриот России, поэтому ищу и нахожу борьбу с мировым империализмом. Противники наоборот, находят российский империализм.
Их интересы нетрудно обнаружить.
Либералы привыкли свободно перемещаться по миру или фрилансить на западные компании.
Кто-то пострадал от полицейской стороны режима и теперь ведет личную вендетту.
Обыватели страдают от потрясений. Кто-то оказался заложником ситуации.

7. Большевики победили потому, что заняли правильную политическую позицию. Эту позицию они заняли не потому, что все имели правильную теорию (всегда быть против своего правительства и быть пораженцами), а потому, что она отвечала их интересам. Они были или эмигрантами или диссидентами на родине, потому и желали поражения режима – до Февраля. Поэтому после Февраля начались шатания и Ленину с трудом удалось удержать прежний курс.

Большевики победили в тот момент, когда весь народ стал пораженцем, т.е. большевиком. Пронесшаяся мировая буря в особых условиях России обнажила коренные интересы масс. В других условиях этого не случилось бы.
Поэтому ни один идеолог не предскажет, какая позиция окажется правильной. На нее укажет только активность самих масс.

Другими словами, страну надо под собой чуять.
Когда классовая ненависть в массах сильнее образа внешнего врага, то и любой внешний союзник сгодится – и дискредитация таким союзом не подействует: захватчики уходят, а ненависть к внутренним врагам тлеет долго. Поэтому, если вы пораженцы, будьте чутки к наличию классовой ненависти.

8. Неприкосновенность государственных границ. Вас всегда будут ловить на противоречиях, пока вы не избавитесь от этого фетишизма.
Нация - это противоречие, подразумеваемый общественных договор составных частей и - в то же время - единство политической власти. Народ имеет право на восстание и отделение, власть обязана подавлять мятежи и бороться с сепаратизмом.
Мятеж не может кончится удачей, освободительное движение должно победить.
Внешние силы не должны вмешиваться - и обязаны пресекать военные преступления и геноцид.
Вопрос всегда решается в борьбе, но и формальное право имеет смысл - это условная конвенция на время перемирия.

9. Демократия.
Буржуазная демократия уже более ста лет – привелегия ведущих империалистических стран, теперь по большому счету – одной. Там гражданская война фракций правящего класса проходит в рамках мирного соревнования на выборах. Это возможно только при условии отсутствия угроз со стороны пролетариата или др. смертельно-опасных социальных угроз.
В таких странах как ФРГ и Япония демократия существует под зонтиком США и нет гарантий, что такой ражим в них удержится при снятии этого зонтика.
Там, где противоречия острее, открытая политическая борьба привела бы к открытой гр. войне (чего никто не хочет), поэтому она принимает закрытые – недемократические – формы (если не обманываться имитациями), подавленная жестким режимом.

Народная же демократия с 1848 г. не может существовать без движения к социализму и в отрыве от него. Это и не поняли с.-д. и меньшевики после ПМВ, желавшие удержаться на этапе формальной парламентской демократии, что привело их и мир к катастрофе.
_______________

В дальнейшем будут рассмотрены подробнее.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Кстати, грех не отметить, что в последние дни Россия как бы задалась целью наглядно подтвердить идеи "географического детерминизма" имени Паршева, то есть - что климат в России полное дерьмо. Сегодня днем подхожу к окну - батюшки! Мало того, что 8 мая в Москве всего плюс три градуса, так ...
Ола, рухуйпомичо! Всем рубленой котлеты, печоной на углях, красного креплёного, томатов с базиликом и капелькой оливкового масла и приятной собеседницы. . Уапрос следующий, извините, что не про розовыя рубашечки, гейфоны и клатчи. Например есть у ...
Не смог себя удержать, скидываю в блог  фоточку снятую с необычного ракурса! Напоминаю, что фотографии с выхода скину только после выхода журнала. И фотография где Юра gnatyuk снял меня на катере. ...
или - cмог ли Гуссерль стать феноменологом? В прошлый раз мы обсудили по первому разу понятие интенционального, но практически не касались вопроса о роли и значения этого понятия для феноменологии. А ведь и Гуссерль и Хайдеггер считали, что это по существу ключевой для неё концепт. ...
В Пермском крае обстрелян пост милиции; за сведения о преступниках объявлена награда в 5 млн. рублей.Нападение было совершено ночью близ поселка Суксун в 150 км к юго-востоку от Перми.Как стало известно Life News, пятеро человек и в масках и камуфляже ...