Ночные мысли.
new_rabochy — 01.04.2023Я много лет смотрю ресурс, где выкладывают видео ДТП. Десятки в день. Раньше еще любил смотреть ролики СтопХам.
Иногда читаю обсуждения, они там часто бурные, с детальным разбором. Но никогда в них не участвую. Знаете почему?
Дело в том, что споры сводятся к тому, кто нарушил правила. Но у меня почему-то в голове вертится совсем другая мысль: в каком говеном мире мы живем. Нет, не в том смысле, что законы физики несправедливы или что надо запретить машины, нет. Говно – в головах. Точнее так: у нас оно вместо морали. Наше общество аморально. Тотально. Потому что оно бесчеловечно и антигуманно.
Поясню.
Какой диагноз ставят комментаторы? Нарушил скоростной режим – это наиболее распространенная причина ДТП. Ехал на запрещающий сигнал светофора. Совершал обгон с нарушением кучи всяких условий. Переходил дорогу в неположенном месте. В конце концов - был невнимателен.
И вот я спрашиваю: если из года в год каждый день тысячи людей нарушают и невнимательны, если это приводит каждый день к гибели десятков и к инвалидности сотен людей, если у нас десятки тысяч сидят по делам о ДТП, то … товарищ Опиат называет это «налогом за прогресс». А я называю это бесчеловечным и антигуманным лицемерием.
Ведь очевидно, что мы не роботы. Мы разные, с разными физическими возможностями, разной реакцией, разным характером, разным настроением. Мы устаем и не высыпаемся. Мы ругаемся друг с другом и приходим в неадекватное состояние. Мы склонны совершать непредсказуемые, а иногда и алогичные поступки. Иногда даже немотивированные. Наконец, в нас просто много агрессии – такой уж мы вид.
И вот все это, всю эту человеческую сущность общество лицемерно пытается ограничить брошюркой с ПДД. И еще дорожными знаками. Поэтому я и говорю о бесчеловечности и антигуманности.
Можно раздать сотне шимпанзянов автоматы и мачете, запустить их в спортзал, сказать: «Возлюбите друг друга!», закрыть дверь и посмотреть, что будет. А можно превратить свой мир в головоломку из взлетно-посадочных полос, рассадить облезлых шимпанзянов по автомобилям, чья мощность и скорость не соразмерны психике шимпанзяна, но в то же время теребят его доминантность и усиливают агрессию. Да, и конечно, сказать: «Не превышай и соблюдай!» Не превышай, хотя можешь, и соблюдай, хотя правила противоречат твоим инстинктам. Правила велят тормозить в своей полосе, а инстинкт приказывает: «Рули на встречку!» Привет фуроводам. И еще нужно щедрой рукой рассыпать знаки с яркой желтой каймой, чтобы перегрузить ограниченное внимание и нестабильную психику шимпанзяна.
Да, если Вы со мной не согласны и полагаете, что все под контролем, то задумайтесь над смыслом юридического термина «источник повышенной опасности».
Понимаете мою логику? Моральное общество не должно быть лицемерным. Оно должно понимать само себя и учитывать свои биологические и психические особенности. Вместо аморального опиатовского «налога на прогресс» оно должно спросить себя: «Так ли велика сила брошюрки ПДД, чтобы изменить природу шимпанзяна?» И, получив, предсказуемый ответ, общество должно задать следующий вопрос: «Если обязательное подчинение брошюрке и вообще словам противоречит природе шимпанзяна, то что на самом деле нужно сделать, чтобы шимпанзяны перестали друг друга убивать, калечить и сажать при помощи источников повышенной опасности, которые доступны практически каждому совершеннолетнему?»
Если на самом деле признать жизнь шимпанзяна высшей ценностью (это следует из нашей конституции, ха-ха!), то нужно свести к минимуму его возможность вредить себе. И нет, это не Сталин с гулагом и не запрет машин.
В некоторых тоталитарных и отсталых странах принята программа Vision zero. Я не буду вдаваться в детали, они замороченные, и вообще дело не в самой это программе. Дело в принципе: мы хотим сделать так, чтобы на наших улицах не гибли люди. Никто. Даже те, кто устал, не выспался и не внимателен. Даже те, кто купил права. Даже маленькие дети, которые еще не могут прочитать ПДД. Даже дальтоники и пьяные. И знаете, у них как-то получается. Зиро – не зиро, но количество ДТП уменьшается кратно.
Для тех, кому лень гуглить: концепция возлагает ответственность за дорожную безопасность в первую очередь на проектировщиков и строителей. Они обязаны учитывать человеческий фактор на этапе строительства, минимизировав вероятность ДТП.
Приятный бонус: город из трехмерной (!) головоломки шоссе с полями парковок превращается в улицы, где люди живут, а не перемещаются перебежками от укрытия к укрытию.