Большая победа маленького княжества
natali_ya — 24.09.2021 Княжество Лихтенштейн пережило Вторую мировую войну невредимым на стороне нейтральной Швейцарии. Его небольшой размер оказался преимуществом: с его 12 000 жителей в то время он был просто слишком мал, чтобы можно было поставить цель завоевания или "помочь" нацистам в крупном масштабе.3 мая 1945 года изумлённые полицейские-лихтенштейнцы (а их тогда в княжестве было аж 11 человек!) увидели движущуюся к ним колонну из 494 одетых в немецкую форму военнослужащих при оружии, с развёрнутым трёхцветным знаменем, белым флагом и с генералом на автомобиле во главе процессии. Генерал официально обратился к оторопевшим от изумления полицейским с просьбой о предоставлении убежища. Соблюдены формальности, проверены документы, подтверждающие статус военнослужащих, собрано оружие, и… 494 русских оказались на балансе маленького аграрного княжества, народ которого жил далеко не богато: близость войны наложила свой отпечаток на благосостояние населения численностью всего 12 тысяч человек. Тем не менее, жители страны проявили неслыханную по военным меркам щедрость: собрали продовольствие, одежду, медикаменты для оказавшихся у них русских. На ближайшую пасху даже принесли расписанные детьми 494 пасхальных яйца.
В деревне Шелленберг, прямо на границе, в память об этих событиях стоит знак:
Рядом с памятником наша экскурсовод.
Дальше я привожу её рассказ об этих событиях, который я дополнила материалами из сети.
Генерал, о котором я говорила в начале поста — Борис Смысловский.
Граф Борис Алексеевич Смысловский родился 3 декабря 1897 года в Терриоках (ныне Зеленогорск), неподалеку от Петербурга, в семье генерала гвардейской артиллерии графа Алексея Смысловского. В 1908 году Борис Смысловский поступает в кадетский корпус императрицы Екатерины II, а затем в Михайловское артиллерийское училище, откуда в 1915 году был выпущен в 3-й гвардейский артиллерийский дивизион в звании поручика. В 18 лет оказался на фронте. Он стал свидетелем разложения русской армии, Февральской и Октябрьской революций. В 1918 году вступил в Добровольческую армию генерала Деникина. В марте 1920 года его часть была интернирована в Польше, и Борис Смысловский перебрался в Берлин—один из центров тогдашней русской эмиграции.
В 1928 году (за 5 лет до прихода Гитлера к власти) поступил на воинскую службу. С 1928 по 1932 год учился на разведывательных курсах при Войсковом управлении рейхсвера.
В начале 1944 года отдел Генштаба "Иностранные армии Востока»" предложил Смысловскому в возглавить работу в тылу советских войск. Смысловский поставил перед немецким руководством условия, при выполнении которых он согласен был занять пост командира дивизии: он будет воевать только на Восточном фронте, только с ненавистными Советами, и, после взятия Москвы, немцы оставляют ее монархистам, которые восстанавливают Романовых на троне.
Эта армия, в которой насчитывалось 6 тысяч человек, просуществовала 3 месяца.
18 апреля 1945 года командующий Первой русской национальной армией генерал Хольмстон-Смысловский созвал военный совет, на котором продиктовал свое решение: "Капитуляция Германии неизбежна. Приказываю продвигаться к швейцарской границе. Необходимо спасти кадры армии".
Ко времени последнего рывка—перехода австрийско-лихтенштейнской границы в армии Смысловского оставалось не более 500 человек. В австрийском городе Фельдкирх к армии присоединился наследник российского престола великий князь Владимир Кириллович со своей свитой.
После капитуляции Германии начался поиск и выдача советским властям русских коллаборационистов из американского и английского плена. Страны-союзники выдали по Ялтинским соглашениям 2,5 миллиона человек. Это были не только и не столько люди, воевавшие на стороне немцев, это были военнопленные, люди, которых угнали в Германию на работу и люди, эмигрировавшие в Германию ЗАДОЛГО до войны. Швейцария, не подписывавшая никаких ялтинских соглашений, тоже отдала около 600 беженцев. Князь Лихтенштейна отказался выдавать беженцев, мотивируя это тем, что никаких Ялтинских соглашений он не подписывал, а не граждане СССР под эти соглашения и не попадают. Однако тем, кто добровольно решит вернуться на Родину, препятствий чинить не будут.
После задушевных бесед с контрразведчиками о матери-Родине, простившей своих заблудших сыновей, о ждущих дома родственниках, часть русских (в основном из бывших военнопленных), дала согласие на отъезд в СССР. С ними тепло простились, снабдили продуктами на дорогу, попросили сообщить о себе по прибытии на Родину – и больше о них ничего не слышали. И немудрено: все они были расстреляны по дороге домой где-то в Венгерской Моравии.
143 человека остались, 2 года они прожили в Лихтенштейне, пока их не разобрали по странам и континентам. В этом очень помогала Русская Зарубежная Православная Церковь. Говорят, в Лихтенштейне до сих пор живут потомки русских офицеров!
Смысловский с супругой и еще 20 человек уехали в Аргентину, он очень успешно вел там бизнес, затем они вернулись в Лихтенштейн. Умер он в Вадуце, в 1988 году. Ему был 91 год. Жили очень замкнуто, супруга вообще ни с кем не общалась.
В 1980 году в 35-ю годовщину интернирования армии генерала Смысловского в Лихтенштейне в княжестве высоко в горах был воздвигнут простой монумент, ставший символом трагичного и жестокого времени. Тот монумент, который вы видели в начале поста.
В архивах Лихтенштейна сохранились все протоколы допросов Смысловского, сделанные в первую ночь после перехода, дневники офицеров. В Лихтенштейне снят документальный фильм об этих событиях, написаны 2 книги. А в 1992 году был снят совместный, швейцарско-французский фильм. В главной роли с англичанином — Малкольмом Мак Дауэллом. Княгиню играет Елена Сафонова. Фильм называется "Ветер с востока". Мы его посмотрели в автобусе во время возвращения из Лихтенштейна в нашу гостиницу.
Вы, если захотите, можете посмотреть его здесь
Вот отрывок из этого фильма:
Возвращаюсь к памятнику.
Надпись на камне: "Здесь, в Хинтершелленберге, в ночь со 2 на 3 мая 1945 года в поисках убежища пересекли границу между Великим германским Рейхом и Лихтенштейном остатки 1-й Русской Национальной Армии германского вермахта под началом генерал-майора А.Хольмстона-Смысловского в количестве около 500 человек с полным вооружением. Первые переговоры состоялись в трактире "Wirtschaft Zum Löwen", приведшие к предоставлению убежища в Княжестве Лихтенштейн. Тем самым Лихтенштейн стал единственным государством, противостоявшим советским требованиям об экстрадиции. Спустя два с половиной года русским была предоставлена возможность выезда в страны по собственному выбору."
И всё же несколько участников тех событий не были допущены в княжество по причине того, что они не являлись военнослужащими. Это был претендент на российский престол и глава Российского Императорского Дома Великий Князь Владимир Кириллович Романов со свитой. Они отступали вместе с частями РНА, пересекли границу Лихтенштейна и были отправлены обратно в Австрию.
Но это уже другая история…
|
</> |