БЕЗУМИЕ ЭДВАРДА МУНКА
nikonova_alina — 17.05.2022Часть 1.
Зритель, который в первый раз видит картину Эдварда Мунка «Крик», подчас задается вполне закономерным вопросом: «А был ли человек, который однажды вдруг написал такое, нормальным?» И ответит на это сразу и однозначно, совершенно невозможно, поскольку жизнь этого художника была очень сложной, полной взлетов, падений и всевозможных странностей.
А началось все еще в самом начале 1860-х годов, когда полк, в котором служил военный врач Кристиан Мунк, квартировал в маленьком норвежском городке Лётене. Там он познакомился с местной девушкой Лаурой Катериной Бьёлстад. Кристиан происходил из небогатой, но очень интеллигентной семьи: его дальним родственником был знаменитый норвежский художник, ученик Жака-Луи Давида, Якоб Мунк; отец самого Кристиана был известным проповедником, а его брат, Петер Андреас Мунк – выдающимся историком.
Предки Лауры были крестьянами и рыбаками, а сама девушка была необыкновенно хороша собой. Кристиан Мунк не устоял перед ее утончённостью и каким-то изысканным очарованием, и сделал ей предложение, несмотря на то, что девушка была больна чахоткой. Как врач он не мог не понимать, что помочь ей и вылечить болезнь он не сможет.
В Лётене молодые люди поженились, там же родились двое их старших детей: дочь Юханна Софи и сын Эдвард. Вскоре после рождения старшего сына, семья переехала в столицу Норвегии. Христианию (Осло она стала называться только с 1924 года). Мунки вообще очень часто переезжали, отчасти из-за службы отца, отчасти из-за недостатка денег, заставлявшего их постоянно подыскивать более дешёвое жильё. В столице Кристиан Мунк получил небольшую практику, но по сути он бедствовал.
В Христиании у Мунков родились еще трое детей: Ингер, Лаура и Андреас. Внешне семья казалась вполне благополучной, хотя и небогатой, но на самом деле детство Эдварда было совершенно ужасным. Первыми его детскими воспоминаниями было то, как его мать кашляла кровью в платок. В те времена медики уже знали, что туберкулез является не наследственной болезнью, а инфекционной, но тем не менее определенная семейная предрасположенность тоже не отрицалась. Хотя скорее всего, если больной человек жил в кругу семьи, то заражение остальных домочадцев через контакт с ним и его вещами было весьма вероятным.
Так что нет ничего странного и зловещего в том, что туберкулезом от больной матери заразилась и старшая дочь Мунков Юханна Софи. Судя по всему, сам Эдвард тоже имел проблемы с легкими, во всяком случае, он утверждал, что тоже кашлял кровью, но впоследствии смог выздороветь. Может, конечно, это и не был туберкулез, а лишь тяжелые бронхиты как последствия постоянных зимних простуд.
Мать Эдварда умерла в 1868 году на глазах у старших детей. На Эдварда это подействовало так сильно, что он начал бояться смерти и вечного проклятия, и каждую ночь просыпался в ужасе, ожидая воочию увидеть ад. Детские страхи постоянно подпитывал и суровый отец. Кристиану Мунку изначально был свойственен протестантский фатализм, который он внушал и детям, при этом страстные молитвы у него могли внезапно сменяться вспышками страшного гнева. Вообще, Эдвард позднее писал в своих воспоминаниях, что его отец «…был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»…», но также: «Болезнь, сумасшествие и смерть были черными ангелами, слетевшимися к моей колыбели, чтобы сопровождать меня на протяжении всей жизни. Я рано узнал о том, что такое вечные муки и что поджидает грешников, попавших в ад… Когда отец наказывал нас, он становился совершенно безумным от ярости…»
Впрочм, весьма возможно, что такая резкая смена настроения Кристиана Мунка от вполне нормального отношения к детям до совершенно садистского может объясняться не только особенностями его характера и религиозного мировосприятия, но и проявлениями биполярного расстройства, поскольку семья как оказалась была предрасположена не только к туберкулезу, но и к психическим болезням.
Следующей трагедией, оставившей на психике Эдварда серьезный отпечаток, для него стала смерть его старшей сестры Юханы Софи. с которой он был очень близок. Его биографы предполагают, что именно с этим событием связано последующее окончательное разочарование художника в традиционной религии. Мунк впоследствии вспоминал, что его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки», и ничем не мог помочь умиравшей дочери.
Прошло еще немного времени, и несчастье постигло другую сестру Эдварда, Лауру, которая считалась в семье самой способной и талантливо. В её поведении стали появляться некоторые странности, которые со временем становились всё более заметными. В конце концов, у нее была диагностирована шизофрения, и девушка завершила свою жизнь в психиатрической лечебнице.
После смерти матери художника к Мункам переехала младшая сестра Лауры Катарины Карен Бьёлстад. Она была добра к осиротевшим детям, как могла, смягчала вспышки гнева Кристиана Мунка, защищала от него Эдварда, его брата и сестер. Кроме того она была неплохой художницей, хотя и самоучкой. Именно она передала Эдварду свою любовь к искусству и дала первый уроки рисования. Поскольку семья была бедна, у мальчика не было даже принадлежностей для рисования, и он начинал рисовать углем, забравшись на печь.
Эдвард окончил школу в 1879 году, и решил стать художником. Но отец был категорически против, он считал всех художников развратниками, бездельниками и безбожниками. К идейным возражениям примешивались и чисто прагматические – отец вполне справедливо предполагал, что творческая профессия вряд ли даст сыну стабильный доход.
В итоге Кристиан Мунк заставил Эдварда пойти учиться на инженера. Молодой человек поступил в технический колледж, где показал прекрасные успехи в физике, химии и математике, хотя из-за постоянных проблем со здоровьем ему приходилось постоянно пропускать занятия. Но после года занятий, Эдвард твердо решил бросить учебу и поступить в Королевскую школу рисования (Норвежский институт искусств). Убедить отца не препятствовать его выбору, Эдварду помогла его тетушка Карен и тяжелая артиллерия в лице близкого друга Кристиана Мунка Карла Фредрика Дирикса, и его дальнего родственника, известного норвежского художника Фрица Таулова.
Наставником Эдварда стал друг и единомышленник Таулова художник Кристиан Крог. Он ввёл Эдварда в круг столичной богемы, центральной фигурой которой был скандальный писатель-анархист Ханс Егер. В этой компании читали Ницше, оправдывали самоубийство, а еще баловались алкоголем. Мунк познакомился с самим Егером лишь спустя несколько лет, но они довольно быстро и близко сошлись, и впоследствии художник признавал его влияние на собственное мировоззрение. Но в общем-то новые друзья Эдварда по большей части старательно копировали стиль жизни парижской богемы.
Глядя на старшего сына, Кристиан Мунк все больше убеждался, что был прав, категорически возражая против того, чтобы Эдвард шел учиться на художника. Вообще-то Эдвард сразу проявил себя как исключительно способный и талантливый художник. Если бы он стал работать в традиционной академической или реалистической манере, то регулярно получал бы поощрительные стипендии, продавал свои картины и очень скоро обрел бы стабильный доход.
Впрочем, начиналось все совсем неплохо: в 1883 году на выставке промышленных товаров и произведений искусства в Дворцовом парке Эдвард выставил свою первую картину под названием «Этюд головы» и получил вполне одобрительные отзывы. Осенью того же года он представил на Осенней выставке вполне реалистическое полотно «Девушка, разжигающая огонь в печи». И, наконец, в конце 1884 года с помощью Фрица Таулова Мунк получил стипендию, которая позволила ему поехать во Францию (он предпочел совершить вояж весной) и посетить Парижский салон.
Продолжение следует…