ОБМАНКИ

топ 100 блогов nikonova_alina13.05.2022
Федор Толстой. Гроздь винограда. 1817
Федор Толстой. Гроздь винограда. 1817

Для зрителя очень часто самым значительным критерием оценки картины оказывается максимальное подобие того, что изобразил художник, тому, что можно увидеть своими глазами в окружающем мире. Произведения живописи, которые настолько точно имитируют реальные предметы, что те кажутся настоящими, принято называть обманками.

Фреска с из Микен, ок. 13 в. до н.э.
Фреска с из Микен, ок. 13 в. до н.э.

Известно, что искусство обманки появилось еще в эпоху античности. И, похоже, что в те времена, от которых у нас не осталось никаких живописных памятников, кроме фресок и  мозаик, именно максимальное уподобление живописного изображения реальности и являлось вершиной искусства. Есть классическая история о состязании греческих живописцев. Один из них смог обмануть птиц, изобразив плоды, которые те пытались клевать, а второй, признанный в конечном итоге победителем, нарисовал занавеску, которую его коллеги по цеху попытались отодвинуть, не поняв поначалу, что это и есть картина.

Кот. Рисунок из средневекового бестиария
Кот. Рисунок из средневекового бестиария
Святая Маргарита. Иллюстрация из средневекового манускрипта
Святая Маргарита. Иллюстрация из средневекового манускрипта

Затем последовал огромный перерыв, в течение которого мастерство подобия было благополучно утрачено, тем более что художники пытались решить живописными средствами иные задачи, и изображение земных реалий их не особо занимало. Но в эпоху Возрождения, когда, постепенно осваивая и совершенствуя художественное ремесло, мастера живописи становились все более и более искусными в технике, снова появились обманки, хотя уже и не столь очевидные, как в эпоху античности. Художники научились рисовать человеческое тело в самых разных ракурсах, освоили искусство перспективы, светотень, усовершенствовали технологию самого процесса живописи, так что им теперь удавалось изобразить тепло человеческих рук, выражение глаз, мягкость кожи и волос. А после этого двинулись дальше, поскольку высокий уровень овладения художественной техникой дал им возможность ставить перед собой и решать новые задачи, уже связанные с более глобальными вещами, нежели желание изобразить некий предмет так, чтобы он был максимально похож на настоящий.

Андреа Мантенья. Мертвый Христос
Андреа Мантенья. Мертвый Христос

Обманки в середине 16 века перешли в область фресковой живописи, поскольку роспись стен, например, под мрамор была значительно дешевле, нежели облицовка тех же стен мрамором натуральным. Нечто подобное мы делаем и сейчас, когда, например, затевая ремонт на кухне, используем панели из пластика для облицовки поверхностей, вместо того, чтобы использовать натуральное дерево, камень или хотя бы кирпич.

Ансельмо Канера, Алессандро и Джованни Баттиста Маганца, Людовико Дорини. Роспись интерьера виллы Ротонда в Виченце. 1567-1605
Ансельмо Канера, Алессандро и Джованни Баттиста Маганца, Людовико Дорини. Роспись интерьера виллы Ротонда в Виченце. 1567-1605
Пармиджанино. Роспись церкви Сан Джованни Эванджелиста в Парме
Пармиджанино. Роспись церкви Сан Джованни Эванджелиста в Парме

Но в эпоху маньеризма появляются и новые способы использования техники обманок. Маньеризм вообще предполагал гораздо более энергичное воздействие на эмоции зрителя. Художники-маньеристы старались удивить, поразить или даже испугать того, кто имел неосторожность попасть в помещения с их работами. Так что натуралистическое изображение падающих колонн или обрушивающихся стен для фресок второй половины 16 – начала 17 веков вполне обычное дело.

Виллем Клас Хеда. Завтрак с черничным пирогом. 1631
Виллем Клас Хеда. Завтрак с черничным пирогом. 1631
Балтазар ван дер Аст. Натюрморт с фруктами
Балтазар ван дер Аст. Натюрморт с фруктами

В 17 веке элементы обманок появляются в голландских и фламандских натюрмортах. Вероятно, зрителям доставляло большое удовольствие разглядывать реалистично до ощущения вкуса во рту написанные куски пирога, лимоны со снятой кожурой или виноград, под просвечивающей кожицей которого можно было при желании увидеть косточки, а еще мух, которых хотелось согнать с картины, или, наоборот прелестных бабочек. Смысл этих занимательных деталей был отнюдь не таким невинным. Например, надкусанный кусок пирога должен был напомнить догадливому зрителю о бренности нашей плоти, о бренности всего земного рассказывали и увядающие фрукты. Ну а муха на картине служила своего рода защитным талисманом, отпугивая настоящих насекомых, которые и 400 лет назад, как и сегодня, стремились непременно загадить ценные произведения искусства.

Прошло еще сто лет, и обманки вполне закономерно перекочевали в русское искусство, которое как раз с начала 18 века начало осваивать западноевропейские художественные принципы. Вероятно, виртуозное владение живописной техникой для искусства представляет собой какой-то ранний этап формирования национальной художественной школы. Когда все, наконец, осваивают эти азы, искусство идет дальше и начинает решать новые, гораздо более серьезные и интересные задачи.

Останкино. Деревянные колонны, выкрашенны под мрамор
Останкино. Деревянные колонны, выкрашенны под мрамор
Григорий Теплов. Натюрморт с нотами и попугаем
Григорий Теплов. Натюрморт с нотами и попугаем
Трофим Ульянов. Натюрморт с книгами
Трофим Ульянов. Натюрморт с книгами
Неизвестный художник 18 века. Натюрморт-обманка
Неизвестный художник 18 века. Натюрморт-обманка
Петр Богомолов. Книги. 1737
Петр Богомолов. Книги. 1737

Но в русском искусстве обманки задержались еще и в оформлении усадеб. Летние резиденции, вроде Кусково или Останкино, построенные в основном из дерева, их владельцы отделать хотели «по-взрослому». Денег у них, может, и хватило бы, но лепить мраморные панели на деревянные стены было как-то не слишком технологически правильно. Вот тогда на помощь и пришли росписи, имитирующие все, что угодно, и мрамор в том числе.

Можно было добавить в интерьер и еще пару симпатичных штрихов, например, вместо того, чтобы закупать дорогие книги, приказать крепостному художнику нарисовать целую библиотеку, и даже прослыть интеллектуалом. Или посмеяться над наивными гостями, поместив на стене натурально изображенную доску с письмами и гравюрами, и подглядывать в щелку, как они протягивают к ним руку, а потом сконфуженно отдергивают ее, поняв, что это всего лишь картина.

Федор Толстой Автопортрет
Федор Толстой Автопортрет
Федор Толстой. Бородинская битва
Федор Толстой. Бородинская битва

Но, пожалуй, наивысшего мастерства в искусстве обманки, вполне достойного победы в состязании древнегреческих живописцев, достиг Федор Толстой. Вообще-то он считается по большей части скульптором и медальером, но также и превосходным графиком. Свои обманки, изображавшие цветы, насекомых, ягоды он писал акварелью.

Несмотря на то, что с идейной точки зрения его акварели не представляют собой особого значения, в отличие, например от его серии барельефов для памятных медалей в честь победы в Отечественной войне 1812 года, эти незамысловатые, в сущности, картинки вызывают неизменное восхищение.

Федор Толстой. Крыжовник
Федор Толстой. Крыжовник
Федор Толстой. Красная и белая смородина
Федор Толстой. Красная и белая смородина
Федор Толстой. Бабочки. 1829
Федор Толстой. Бабочки. 1829
Федор Толстой. Архитектурный пейзаж под бумагой. 1837
Федор Толстой. Архитектурный пейзаж под бумагой. 1837

Все-таки максимальная похожесть до сих пор привлекает зрителей. Любопытно, что по изображениям ягод га акварелях Толстого специалисты легко называют их сорта, не говоря уже о цветах. У художника есть и изображение картинки якобы покрытой слоем тонкой защитной бумаги, вполне подходящее для представления на конкурс древнегреческих художников, поскольку эту бумагу так и хочется поднять, чтобы рассмотреть саму картинку.


Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Вопрос «Россия оскудела на красивых еврейских девушек?» так и остался без ответа. А все, видимо, потому, что многие поленились перейти по ссылке и посмотреть на других финалисток конкурса Мисс «Еврейская Звезда -2014». Это, наверное, и я виноват. Исправляюсь. Выкладываю фотографии неко ...
Вчера большой резонанс вызвали слова главы Чечни Рамзана Кадырова . Прямой эфир с его участием опубликовал в своём Instagram-аккаунте спикер чеченского парламента Магомед Даудов. В результате СМИ до сих пор пестрят однотипными заголовками: "Кадыров раскрыл траты России на ...
Поток контраргументов, который выливается на любого пророссийски настроенного человека в интернете, весьма мощен. Но есть особые сигналы, сообщающие о том, что оппонент просто ненавидит вас и вашу страну, и разубедить его совершенно невозможно. Давайте рассмотрим пять из них. 1. "Вы ...
Даже, когда она уходит, она оставляет в сердце такой огонь, силу такого накала, что оно (сердце) еще долгое время бьется в упоении  и экстазе, от захватившей его энергии. Оно  так же тянется и рвется к объекту страсти, не смотря на расставания и не решенные недоразумения. ...
картинка из инета Некоторое время назад я обещала рассказать для тех, кому интересно, историю моих взаимоотношений со скандинавскими рунами. История эта довольно мистичная, впрочем, ей такой быть и положено. Началось всё, в принципе, даже не с рун. Когда-то давно я подцепила у ...