рейтинг блогов

ИМПРЕССИОНИСТЫ В ЦИРКЕ ФЕРНАНДО

топ 100 блогов nikonova_alina06.05.2022
Эдгар Дега. Мадемуазель Лала в цирке Фернандо. 1879
Эдгар Дега. Мадемуазель Лала в цирке Фернандо. 1879
Пьер Огюст Ренуар. Юные акробатки в цирке Фернандо. 1879
Пьер Огюст Ренуар. Юные акробатки в цирке Фернандо. 1879

Начнем с того, что, когда в 1875 году в Париже на бульваре Рошешуар открылся цирк Фернандо Вартенберга, его постоянными посетителями стали многие художники, независимо от их стилистических пристрастий. Цирк Фернандо писали не только Ренуар и Дега, но также и Сёра, и Леже, а более всего – Тулуз-Лотрек. Но первыми вдохновились всеми противоречиями цирковой жизни именно импрессионисты, Эдгар Дега и Пьер Огюст Ренуар.

Жорж Сёра. Цирк. 1891
Жорж Сёра. Цирк. 1891
Анри де Тулуз-Лотрек. В цирке Фернандо. 1887-88
Анри де Тулуз-Лотрек. В цирке Фернандо. 1887-88

Совсем не трудно представить, почему французские импрессионисты и постимпрессионисты так любили подобные зрелища. С одной стороны цирковой мир, яркий и непредсказуемый давал прекрасный толчок вдохновению художника, который мог найти на манеже и необычные впечатления, и красоту, и трагизм, и всю полноту человеческих эмоций и характеров. К тому же цирковой «полусвет» предоставлял огромные возможности для выбора моделей для самых разных художественных замыслов:

«…Импрессионисты увидели и почувствовали в цирковых артистах, в их искусстве, в их трюках подлинную жизнь, полную труда и постоянного риска. Пестрый мир арены и кулис, красочный калейдоскоп с вихрем меняющихся цирковых номеров, где артисты, животные, звуки музыки и одобрительный или возмущенный шум зрительного зала причудливо и разнообразно сочетались с тем, что существовало за сценой и так напоминало жизнь самих художников…»

Примерно в 1878-79 годах Дега пишет картину «Мадемуазель Лала в цирке Фернандо», а Ренуар «Юных акробаток в цирк Фернандо». Искусствоведы часто утверждают, что первым к этой теме обратился Дега, что в принципе, логично, поскольку тема цирка вполне соотносится с увлечением художника балетным закулисьем и скачками. Но с другой стороны, Ренуар в своей картине ставит свои собственные задачи, так что, картины написанные в одно и то же время радикально отличаются дуг от друга, и при этом максимально отражают творческую индивидуальность каждого из художников.

Дега, начав работу над своей композицией, изначально поставил перед собой исключительно сложную и нетипичную техническую задачу: показать гимнастку с необычного ракурса, словно глазами зрителя, сидящего внизу и восторгающегося смелым трюком циркачки.

Эдгар Дега. Набросок для картины
Эдгар Дега. Набросок для картины "Мадемуазель Лала в цирке Фернандо

Блестящему исполнению задуманного предшествовала тщательная подготовительная работа. Это только кажется, что импрессионисты, как они это декларировали, просто брали кисть и краски и с лету набрасывали свои непосредственные впечатления от окружающей действительности. На самом деле Дега начал работу над полотном с тщательного анализа архитектурной конструкции циркового купола. Сохранился рисунок, который в настоящее время хранится в Художественном институте Барбер в Бирмингеме, на котором изображена подробная штудия этой части здания цирка. Можно только восхищаться тем, какая исключительная точность лежит в основе дерзких новаций Эдгара Дега.

Итак, большую часть полотна действительно занимает огромный и яркий, красно-золотой купол циркового здания. Фигуру мадемуазель Лала, одной из самых ярких звезд труппы Немецких странствующих акробатов, Дега сдвигает в правый верхний угол картины. Девушка выполняет очень опасный и эффектный трюк: зажав в зубах мундштук, закрепленный на тросе, без всякой страховки (на ее поясе не закреплена лонжа) и не касаясь руками этого троса, девушка повисла под самым куполом. Посетитель картинной галереи действительно видит артистку также, как и зрители в самом цирке, - «собранную, с напряженно скрещенными ногами и раскрытыми для баланса, как крылья у птиц, руками». Девушка одета в бледно-сиреневый костюм с золотым шитьем, цвет которого вносит в общую яркую цветовую гамму необычный холодный оттенок.

Дега прорисовывает купол цирка с «пугающей чертежной точностью», превращая его в «жестокую среду обитания бесконечно одинокой циркачки, такой беспомощной в схватке с пустотой. Ее тело – литое, парящее и тяжелое одновременно – борется с пропастью, тревожно угадываемой внизу, куда, как в бесконечность, уходит перекинутый через блок канат, удерживающий гимнастку. Две части каната, разорванные рамой, кажутся пугающе разъединенными (блок – выше верхнего края картины и находится за ее пределами)».

Художник откровенно рассчитывал на то, что это полотно вызовет у зрителя взрыв эмоций. При этом лица циркачки зритель не видит, Дега сознательно деперсонализирует свою героиню, превращая ее в некий обобщенный образ человека, героически противостоящего враждебной среде.

Совершенно по-иному подходит к своим героиням Ренуар. На его картине мы видим двух девочек, которые уже закончили свой номер. Что это был за номер, не очень ясно. Судя по костюмам, почти таким же, как и у мадемуазель Лала, они тоже акробатки. С другой стороны оранжевые шары, которые мы видим в руках у старшей из девочек и на манеже, иногда трактуют как предметы для жонглирования, хотя скорее всего это все-таки просто апельсины, которые юным артисткам подарили после выступления.

Известно, что художнику позировали дочери Фернандо Вартенберга Франческа и Анжелина. Старшей, Франческе, 17 лет, она изображена справа, в профиль, благодарящей публику. Младшая, 14-летняя Анжелина смотрит прямо на зрителя, удерживая в руках подаренные апельсины. Несмотря на то. что юные циркачки уже не дети, Ренуар пишет молодых девушек таким образом, что их сценические костюмы скрывают все признаки юной женственности, и циркачки кажутся младше их реального возраста. У них взрослые прически и совершенно недетские сосредоточенные лица людей, профессионально занимающихся серьезным и опасным делом, сознающих эту опасность и знающих себе цену. При этом в позах героинь нет никакого напряжения, они спокойно смотрят на зрителей и с достоинством принимают от них знаки внимания. Видно, что девочкам очень импонирует внимание публики (и посетителей музея) и они охотно позируют перед зрителями.

Ренуар использует сильные и сочные цвета, среди которых доминирует особенно активный желтый цвет арены, выступающий в качестве фона. Нежно-золотистые трико сестер перекликающиеся с их разрумянившимися лицами, такие же золотистые ленты на головах, перехватившие густые и длинные каштановые волосы, кажутся почти кричащими. Но несмотря на эту яркость, краски тщательно согласованы и гармоничны, так что ни один сильный цветовой аккорд не выпадает из общего колористического и не режет глаз своей усиленной напряженностью. Атмосфера этой картины, которую принято считать групповым портретом девушек в цирковом интерьере, спокойна и празднична.

В принципе, можно сказать, что два художника увидели в одном и том же цирке и сходные и различные моменты: это и смелость трюков, и психологическая острота. Но Ренуар пишет своих героинь, Франческу и Анжелину Вартенберг, как милых девушек, обаятельные образы которых превосходно подчеркивают праздничность и красоту циркового представления, дающего людям отдых и радость. Дега же увидел и представил нам совсем другой мир цирка, опасный, полный драматической борьбы, а в чем-то даже трагический.

P.S. «Мадемуазель Лала в цирке Фернандо» Дега в настоящее время хранится в Лондонской национальной галерее, а «Юные акробатки в цирке Фернандо» Ренуара – в Художественном институте в Чикаго. До того момента эта картина находилась в частном собрании Берты Поттер-Палмер, которая в 1892 году приобрела полотно у знаменитого галерейщика Поля Дюран-Рюэля.

Миссис Поттер-Палмер так любила эту картин, что не могла с ней расстаться и всюду возила ее с собой несмотря на довольно значительные размеры (131.5х99.5 см). Так что шедевр Ренуара украшал стены самых роскошных номеров в отелях и замках Европы и Соединенных Штатов, которые снимала их хозяйка. И ее можно понять…

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Снег, метель. По дороге яркое сняла Высоковольтка, Дунайский путепровод и гирлянда красно-белых шаров под снегом. В парке голубая ель цветная Эти чёрные забыла, зачем снимала - ничего особенного. А потом вспомнила - ворона туда улетела, спряталась. Разглядеть удалось только ...
Красивое слово "террин" -  французского происхождения, у нас в России его часто еще называют мясным хлебом, хотя это блюдо может быть не только из мяса. Его подают и к  праздничному  столу, но и в будний день оно вполне уместно. На самом деле в большинстве ...
Как избавиться от наручников без ключа Способы избавиться от наручников без ключа Все знания важны, все знания нужны. Никогда не знаешь, какая информация пригодится однажды и, даже более того, может спасти жизнь. Мы уверены, что читатели novate – люди законопослушные, к ...
Аааааа! DeviantArt выбрал мою работу в качестве Daily Deviation! Это, если кто не знает, из миллионов работ выбирают несколько лучших в день. Вот что про нее написали: "Marriage Proposal by ~RichterBach is a beautiful piece of art, with real feelings behind it, as I see. And artist make it so livefull - with all this impessionism ...
(с) Сергей Варшавчик Замечательный фотограф, с которым мы когда-то работали в "Общей газете". Потом он работал много лет главным фотографом Госдумы, многократно облетел земной шар, неоднократно был на севером и южном полюсе, а после этого устраивал пострясающие фотовыставки, на ...