ПАСХА ПО БОРИСУ КУСТОДИЕВУ

топ 100 блогов nikonova_alina22.04.2022
Борис Кустодиев. Провинция. Лето. 1922
Борис Кустодиев. Провинция. Лето. 1922

        Борис Кустодиев, возможно даже неожиданно для самого себя, оказался одним из создателей мифа о дореволюционной России как о некоем золотом веке русской жизни. Глядя на спокойную, сытую и абсолютно счастливую жизнь, которая течет размеренно от праздника до праздника, на его роскошных купчих, успешных купцов, чистеньких ремесленников и торговцев и прочих благонамеренных и верноподданных граждан Российской Империи, невольно удивляешься, как таким благополучным во всех смыслах людям пришло в голову совершить революцию, чтобы от всего этого благополучия  отказаться. Впрочем, миф есть миф, и реальность российской действительности начала 20 века была далеко не такой радужной.

Но Кустодиеву было необходимо время от времени оказываться там, в созданном им волшебном и счастливом мире русской провинции. Особенно после 1915 года, когда у художника начался необратимый паралич нижней части тела и он постепенно полностью утратил возможность ходить. К счастью, возможность держать кисть и писать сохранилась.

Картины Кустодиев на пасхальную тему, если расположить их в определенной последовательности (но не в хронологическом порядке), могут послужить настоящим путеводителем по празднованию Пасхи до революции.

Борис Кустодиев. Канун Пасхи.
Борис Кустодиев. Канун Пасхи.

Итак, первой в этом ряду можно поставить картину «Канун Пасхи». На таинственном темно-синем фоне сумерек виден силуэт православного храма, вероятно освященного во имя Воскресения Христова. Окна храма и рядом стоящей колокольни ярко освещены теплым золотистым светом, словно подчеркивая, что за этими стенами свершается подлинное чудо. Вокруг храма – толпа людей, несущих свечи, упряжки лошадей, очевидно, пасхальная служба только начинается, и верующие как раз съезжаются к ней.

Художнику удалось передать атмосферу, предшествующую главному православному празднику, - радостное ожидание и суету. Можно даже сказать, что Пасха на картине достаточно ранняя, поскольку рядом с храмом лежит снег, а на деревьях еще нет листьев.

Борис Кустодиев. Пасхальная ночь. 1917
Борис Кустодиев. Пасхальная ночь. 1917

Следующей картиной кустодиевского пасхального цикла можно считать «Пасхальную ночь» 1917 года. В этом году Борис Кустодиев во время пасхальных торжеств был в Москве, так что, скорее всего здесь изображен Успенский собор Московского Кремля рядом с которым происходит кульминационный момент Пасхальной службы – Крестный ход. Представители духовенства в праздничных белых облачениях несут иконы и хоругви, спускаясь с высокого подклета перед храмом, за ними тянется толпа верующих.

        Поступательное движение крестного хода делает сцену достаточно динамичной. В самом центре композиции – темный лик Спаса Нерукотворного на розовой стене храма. Доминирующие цвета картины – белый, розовый и золотисто-коричневый в сочетании с темно-синим ночным небом создают атмосферу одновременно тайны и радости.

Борис Кустодиев. Христосование. 1916
Борис Кустодиев. Христосование. 1916

        Действие следующих полотен происходит уже на следующий день, собственно во время празднования Пасхи. Цикл продолжает картина «Христосование» (1916). Это одна из самых известных пасхальных композиций Кустодиева, и эта известность сложилась прежде всего благодаря невероятным пасхальным угощениями, которые художник со смаком изобразил на холсте.

Главные герои картины: пышная купчиха в нарядном розовом платье с розовой же шалью и ее гость, благообразный купец в удлиненном парадном черном сюртуке и начищенных сапогах, обмениваются традиционными пасхальными поцелуями и крашеными яйцами, то есть совершают обряд христосования. В руке у купца – красное крашеное яйцо, символ праздника.

Группа сдвинута к левому краю полотна, так что зрители могут видеть часть стола с праздничным угощением, богато и торжественно накрытого.  Перед нами на белоснежной скатерти в живописном беспорядке расположены: тарелка с горкой крашеных яиц, банка с черной икрой, жареная курица, творожная  пасха, похожая на белую пирамиду Хеопса, ряд разнокалиберных и разноцветных бутылок с алкоголем, и как главное украшение стола – два кулича, высокий и высоченный, украшенные бумажными розами и щедро обмазанные белоснежной сахарной глазурью. На заднем плане – сине-голубые обои со вполне логичным рисунком в виде рога изобилия.

Далее действие в пасхальной серии Кустодиева перемещается на улицы среднерусского провинциального города, виды которого очень часто появляются на полотнах и рисунках художника в идеализированном утопическом виде. Картины «Светлое воскресенье» и «Пасхальный день» (1917) показывают жителей этого городка, которые, посетив утреннюю церковную службу, степенно прогуливаются, обмениваются приветствиями и поздравлениями со своими знакомыми. Мы видим дородных благостных священнослужителей, их красавиц жен и дочерей, купцов и купчих. Дамы – в ярких нарядных платьях, мужчины одеты соответственно их социальному статусу.

Борис Кустодиев. Светлое воскресение
Борис Кустодиев. Светлое воскресение

В картине «Светлое воскресение» группа персонажей, среди которых есть и священник, и купец, и две дамы, находится перед широко открытыми церковными воротами, как будто на границе мира духовного и мира земного. Но и в мире земном, расстилающимся за воротами, который освещен ярким весенним солнцем, видны не только белоснежные стены и зеленые крыши домов местных обывателей, но и несколько храмов с ярко-синими куполами.

Борис Кустодиев. Пасхальный день. 1917
Борис Кустодиев. Пасхальный день. 1917

«Пасхальный день» переносит нас на улицу на окраине идиллического городка, где в палисадниках пасутся коровы, где люди могут целые дни проводить, сидя на завалинке и созерцая окрестности, где в маленьких домиках на окнах пышно расцветают герани, и жизнь течет спокойно и безмятежно, осеняемая белоснежным храмом, который возвышается на холме, где сходятся все дорожки и тропинки. Именно здесь встретились двое священников и их семьи, совершающие традиционную прогулку в середине счастливого пасхального дня. Покой и радостное настроение полотна подчеркиваются светлой почти пастельной гаммой с преобладанием зеленых и голубоватых тонов. Композиция почти идеально симметрична и статична.

Борис Кустодиев. Кресный ход. 1915
Борис Кустодиев. Кресный ход. 1915

Иногда картины Кустодиева, которые он исполнял в уникальном индивидуальном художественном стиле, называют «грезами», ведь он совершенно искренне рассказывал в них о том, как по его мнению должны жить русские люди. Кустодиев прекрасно понимал, что того, что он изображал на своих картинах, никогда не было, но мечтал и втайне надеялся, что когда-нибудь все это окажется вполне реальным. Действительно, почему невозможны радостное ощущение жизни, красота, добродушие, чистосердечие, простота и прочие приметы идеального мира. И каждый раз светлый праздник Пасхи пробуждает в нас новые надежды на то, что художественная утопия когда-нибудь может оказаться реальностью, и мечта о спокойной, праздничной и осмысленной жизни на земле будет вполне осуществима.


Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Говорят, январь??? Почти середина лютой зимы?:) А у нас цветы! Да, не цветут! Но зеНеЛеют!:) А в доме уже воооооот такие комнатные огурцы!:) И салаты!:) Осенью сосед Иван Георгиевич принес несколько черенков хорррррррошего винограда. ...
В верхнее тематическое оглавлениеТематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)предыдущее по теме………………………………… следующее по темепредыдущее по другим темам…………… следующее по другим темамВчера пришла радостная весть, что ...
Есть версия, что советская песня «Там вдали, за рекой» – переделка казачьей песни «За рекой Ляохэ», повествующей об одном из событий русско-японской войны 1904—1905 годов. Эта операция вошла в историю под названием « Набег на Инкоу ». В новогоднюю ночь 1905 года сборный казачий отряд ...
Вот вода, с ней тоже всё не просто. Когда неспешно колышется, то ведёт себя как волна. А вот когда цунами, то лупит как "частица". Дуализм однако. Хотя тучи воду вагонами не очень-то и несут. И процесс образования и выпадания оной несколько туманен. dmitrijan : Или вот: ...
Фотографы не заметили и сделали эту фотографию, а страшные фотошоперы, видимо, забыли замазать этот крайне постыдный дефект на женском теле, о котором позорно даже просто сказать вслух. И вдруг интернет увидел то, как, простите, реальная баба выглядит без фотошопа! Вот эта прекрасная ...