УРОДЦЫ ДИЕГО ВЕЛАСКЕСА
nikonova_alina — 11.04.2022Часть 1.
Как же скучно жил испанский королевский двор в эпоху испанского же Золотого века. Ну что у них там было из развлечений? Если только охота, коррида (на Пласа дель Соль) да аутодафе (там же). Ну, еще церковные службы в определенном смысле можно считать развлечением. Даже испанская придворная мода, когда тело, и мужское, и, особенно, женское, полностью заковывалось в жесткий корсет, а женские юбки были такого размера, что пройти спокойно в них можно было только через анфиладу парадных залов Эскориала, способствовала развитию смирения и склонности к философским размышлениям (вероятно юбки такой конструкции можно было спокойно использовать вместо конторки). Если добавить к этому жесточайший этикет и контроль со стороны духовных лиц, то в Испании того времени можно было легко спятить от скуки (что и происходило со многими членами королевской династии).
Вот тогда, и расцвела пышным цветом мода на придворных уродцев, которые исполняли роль шутов. Вообще шутов, которые подвизались при королевских дворах Европы в эпоху Средневековья, можно условно разделить на дураков и трикстеров. Трикстер, как герой плутовского романа, своим умом, нестандартным поведением, повергающим общество в состояние когнитивного диссонанса, игнорированием принятых в соответствующем обществе формальностей, в конечном итоге добивался определенных целей, которые ставил перед собой. Это могло быть и личное благосостояние, и даже решение каких-то внутри- и внешнеполитических задач.
Трикстер при королевском дворе – человек умный и нестандартно мыслящий, который сознательно, зачастую в силу определенных жизненных обстоятельств, изображает простофилю перед своим господином, но при этом умудряется корректировать его поведение, и даже определяет политику двора. Обстоятельства могли быть разными: врожденное уродство при сохранении интеллекта на достаточно высоком уровне, финансовая несостоятельность, низкое происхождение и т.п. Шутки трикстера не всегда интеллектуальны, он склонен, вероятно, достаточно трезво оценивать общий культурный уровень среды, в которой он работает, но при этом он никогда не упускает свою выгоду.
Дурак (в данном случае это не оскорбление, а определение), скорее всего человек с недостаточным умственным развитием и/или физическими отклонениями, который веселит публику своим неадекватным поведением. В силу своей болезни такой человек не осознает, что он ведет себя как-то неправильно.
При дворе испанских королей в 17 веке хватало и дураков и трикстеров. И Диего Веласкес, первый живописец короля, писал и тех и других. Четыре портрета придворных карликов принято объединять в серию, а к ней, в определенном смысле, примыкают портрет придворного шута дона Хуана Австрийского и знаменитые «Менины».
В серию «карликов» входят портреты Франсиско Лескано по прозвищу «Дитя из Вальескаса», Дона Хуана Калабасаса (он же Эль Бобо де Кориа), дона Диего де Асера («эль Примо») и дона Себастьяно де Морра. Веласкес недаром считается одним из величайших портретистов в мировом искусстве. Он пишет лица своих героев так, что опытный врач даже без труда поставит диагноз персонажам с этих портретов.
Без сомнения, двое первых из названных героев, относятся к «дуракам». Выражения их лиц не оставляют сомнений в том, что оба этих человека были умственно неполноценными. Франсиско Лескано, скорее всего, страдал кретинизмом, связанным с хроническим недостатком йода в организме (по другой версии у него была болезнь Дауна), а бессмысленная улыбка дона Хуана Калабасаса (калабасас – тыква) и его горб, скорее всего, свидетельствуют о том, что его проблемы начались в результате какой-то травмы либо болезни. Кстати, он единственный в этой серии не является карликом. Есть еще один его более ранний портрет работы Веласкеса, выполненный в полный рост. Однако в рамках серии он изображен сидящим так, что по росту он не отличается от остальных персонажей-карликов.
Двое других героев этой серии – дон Диего де Асера и дон Себастиано дель Морра, - выглядят совершенно иначе. У обоих карликов на портретах лица умные и сосредоточенные, их глаза полны страдания. Они полностью осознают, какое место занимают в этом мире.
Интересно, что у Франсиско Лескано в руках какая-то щепка, или, возможно детская игрушка, как намек на то, что он пребывает в вечном детстве. Рядом с доном Хуаном Калабасасом изображены тыквы-погремушки (намек на прозвище).
А вот Эль Примо (дон Диего де Асера), изображен в окружении книг, на полотне их целых четыре, причем самый большой фолиант, возможно, по размеру даже превышающий рост самого шута, тот держит на коленях и листает. Книга такая огромная, что ее срезает правый край холста. Впечатление от учености данного персонажа довершает и чернильница с пером, прижимающая листы бумаги, вложенные в книгу у ног Эль Примо.
Эль Примо (Кузен) находился в королевском дворце на особом положении, он происходил из древнего дворянского рода, принадлежал к свите короля и сопровождал его в поездках по стране. Его уродство явилось следствием тяжелого рахита, перенесенного в детстве, но его интеллект при этом не пострадал. Он писал стихи, любил и прекрасно знал литературу, и даже был участником одной скандальной любовной истории, когда ревнивый смотритель королевского дворца зарезал свою жену, заподозрив ее в связи с Эль Примо.
Если бы этот человек появился на свет в другом теле, то, скорее всего, он мог бы стать великим ученым либо писателем, но сейчас его удел – быть потехой глупой толпы. И только оставшись наедине с собой, он может позволить себе, погрузиться в горькие размышления.
Взгляд другого карлика, дона Себастьяно дель Морра, более суров и мрачен. Эль Примо, скорее философ, склонный к пессимизму, а его товарищ по несчастью, скорее всего, человек действия. Если бы не его физический недостаток, скорее всего, он бы стал прекрасным воином и, очень может быть, пылким любовником. Впрочем, у него и так были любовные похождения.
Предполагается, что причиной такого физического состояния Себастьяно дель Морра явилась тяжелая наследственная болезнь остеохондродисплазия, когда из-за недостатка гормонов нарушается рост хрящевых и костных тканей. Именно поэтому у Себастьяно дель Морра полностью нарушены все пропорции тела и отсутствуют пальцы на руках. Однако, и в данном случае умственная сфера человека с такой проблемой не страдает, и он остается вполне интеллектуально развитым.
Себастьяно дель Морра изображен безо всяких атрибутов, но весьма показательной деталью являются его руки без пальцев, которые он упирает в свои ноги, подобно сжатым кулакам. Они весьма красноречиво свидетельствуют и о сильном и страстном характере шута, и о том внутреннем напряжении, в котором он вынужден постоянно находиться.
Продолжение следует...