рейтинг блогов

ФРАНЧЕСКО ГВАРДИ. РИДОТТО. 1755

топ 100 блогов nikonova_alina22.03.2022
Франческо Гварди. Ридотто в палаццо Дандоло. 1745-55 (?)
Франческо Гварди. Ридотто в палаццо Дандоло. 1745-55 (?)

         Вероятно, во все времена и при всех властях, люди имели насущную необходимость иметь место для неформального общения, в которое власти бы не совали свой нос. Где-то такое общение происходило в питейных заведениях, где-то во время прогулок в конкретных, всем  известных местах, а вот в Венеции 17-18 века – в Ридотто.

Ридотто - это был государственный игорный дом, куда все жители и гости города и его окрестностей могли прийти, чтобы отдохнуть за игрой в карты. Как писал об этом месте известный драматург Карло Гольдони: «Этот игорный дом привлекал в свои стены игроков четырех частей света, и в нем переходило из рук в руки множество денег…»

Палаццо Дандоло в Венеции (в настоящее время Hotel Royal Danieli)
Палаццо Дандоло в Венеции (в настоящее время Hotel Royal Danieli)
Интерьер Палаццо Дандоло
Интерьер Палаццо Дандоло
Церковь Сан-Моизе в Венеции
Церковь Сан-Моизе в Венеции

Ридотто открыли в Венеции в начале 17 века в крыле палаццо Дандоло (в настоящее время Hotel Royal Danieli), которое находилось рядом с церковью Сан-Моизе. Позднее заведение приобрело статус государственного и оказалось таким образом первым публичным легальным коммерческим казино в Европе. Официально венецианское Ридотто было открыто в первый день ежегодного весеннего карнавала в 1638 году по решению Великого Совета Венеции..

Считается, что слово «ридотто» происходит от итальянского глагола «riddure», что означает «закрыть» или «сделать частным», изначально оно означало фойе театра, куда люди выходили, чтобы перекусить во время антракта. Позднее так стали называть подпольные частные игорные клубы, возникавшие в районе Риальто, где венецианские аристократы тайно от властей собиралась, чтобы играть в азартные игры, в карты или в кости. Это занятие считалось незаконным, но власти в какой-то момент поняли, что не в состоянии помешать желающим делать ставки, и тогда решили, так сказать, присоединиться и возглавить процесс. 

Джероламо Менгоцци Колонна. Роспист церкви Сан-Фаустино в Брешии
Джероламо Менгоцци Колонна. Роспист церкви Сан-Фаустино в Брешии

         Крыло дворца Дандоло (его еще называли крыло Сан-Моизе из-за близости к церкви с тем же названием), в котором находилось Ридотто, было четырехэтажным и имело длинный вестибюль. Игровые столы в основном располагались на верхних этажах, а все помещение было пышно декорировано в том числе и  работами художника Джероламо Менгоцци Колонна, который специализировался на фресках и обманках.

Пьетро Лонги. Ридотто
Пьетро Лонги. Ридотто

На самом деле игра была совсем не главным, что привлекало в Ридотто венецианцев и «гостей города». Там заключались торговые и финансовые сделки, воссоединялись и расставались влюбленные, распространялись последние новости и еще более актуальные для горожан сплетни. Там же планировались и обделывались и всевозможные темные делишки с криминальным уклоном.

Пьетро Лонги. Ридотто
Пьетро Лонги. Ридотто

        Ридотто как будто было специально создано для всевозможных авантюристов и мошенников. Дело в  том, что туда было положено ходить в масках, и при этом считалось неприличным намекать, что вы узнали кого-то под маской, даже если это был ваш родственник или сосед. В Ридотто было принято простое и демократичное обращение «синьор маска», которое уравнивало патрициев и плебеев, аристократов и торговцев, мужчин и женщин. Без масок в Ридотто могли находиться только банкометы, так сказать, штатные сотрудники заведения. В 1755 году венецианское Ридотто запечатлел на свей картине один из главных певцов Венеции 18 века, художник Франческо Гварди.

        Семейство Гварди переехало в Венецию из Вены в самом начале 18 века за несколько лет до рождения предпоследнего сына Франческо. Отец Франческо,  Франческо Доменико Гварди Старший был художником и открыл в Венеции небольшую мастерскую, которая специализировалась на церковных заказах и копиях картин известных мастеров. После смерти Франческо Гварди Старшего мастерской занялся его старший сын, Джованни Антонио, которому тогда не было и двадцати лет.

         Тем не менее Джованни Антонио справился. Он прекрасно вел дела, его мастерская всегда имела заказы и успешно конкурировала с мастерскими других художников, которых в Венеции того времени было изрядное количество, так что его мать и младшие братья и сестры всегда жили в достатке. Братьям,  Франческо и Никколо, он заменил отца и стал их первым учителем и наставником, а они до смерти Джованни Антонио фактически были его подмастерьями, хотя и находящимися в привилегированном положении.

Пьетро Лонги. Портрет Франческо Гварди. 1764
Пьетро Лонги. Портрет Франческо Гварди. 1764
Франческо Гварди. Видение Евхаристии. ок.1740
Франческо Гварди. Видение Евхаристии. ок.1740
Франческо Гварди. Серая лагуна. 1790-е
Франческо Гварди. Серая лагуна. 1790-е

        Франческо не очень нравилось копировать шедевры и писать алтарные образы, но он не бунтовал, отличаясь по свидетельству современников, кротким и застенчивым нравом. Но время от времени у него все же появлялась возможность создать что-то свое. Иногда это был неожиданный заказ, иногда он писал для себя. Трудно сказать, что подвигло его на создание картины, посвященной Ридотто. Но на мой взгляд, это скорее всего был заказ, поскольку на полотне изображена сцена в интерьере, а сам Гварди явно тяготел к городским пейзажам и ведутам. Кстати, когда в 1760 году его старший брат умер, и Франческо унаследовал за ним фамильную мастерскую, он тут же ее перепрофилировал, и начал писать свои собственные венецианские пейзажи и делать копии с пейзажей известных мастеров (и никакой религиозной живописи!)

        Время создания «Ридотто» в разных источниках указывается по-разному, это может быть и 1745-й, и 1755-й год, но в любом случае очевидно, что к этому моменту Франческо Гварди был уже вполне сложившимся опытным мастером с самостоятельным взглядом на искусство.

        На картине мы видим большой полутемный зал, стены которого оклеены коричневато-золотистыми обоями и украшены зеркалами и картинами, а все пространство освещается несколькими люстрами со свечами. Неяркое искусственное освещение при отсутствии окон и освещения естественного создает в помещении интимную атмосферу, несмотря на то, что Ридотто все-таки было общественным местом.

        На назначение этого места указывают столы для карточной игры. Один из них расположен у левого края картины, там человек в длинном темном плаще, приподняв маску внимательно изучает карты в руках банкомета. Через проем в задней стене зритель  видит часть дальней комнаты, где вокруг стола расположилась целая компания игроков.

        Но центр помещения занимает не играющая, а праздная, гуляющая публика. Толпа «замаскированных» венецианцев распадается на небольшие группы, и художник как бы рассказывает нам маленькие занятные истории о каждой из них.

        Слева мы видим молодую женщину в нарядном платье, которая пришла в Ридотто с маленьким мальчиком. Она может быть молодой матерью или нянькой, ищущей любовных приключений, которая, совершенно не обращая внимания на ребенка, кокетничает с кавалером. Малыш, на которого также одели маску, тем временем дразнит собаку.

        В центре композиции находятся еще несколько пар мужчин и женщин, которые либо любезничают друг с другом, либо явно намереваются покинуть Ридотто вместе и продолжить общение в каком-то другом, более уединенном месте.

        У правого края картины можно увидеть еще одну любопытную компанию – девушку в маске, играющую на гитаре или мандолине, и двух мужчин с открытыми лицами, слушающих ее и как будто приглашающих уйти с ними.

        При этом жанровые сценки, весьма выразительные, это отнюдь не главное достоинство этой картины. Гварди, еще достаточно молодой художник, здесь уже уверенно демонстрирует свое выдающееся умение передавать светотеневые эффекты демонстрирует блестящее мастерство колориста. Поэтому его «Ридотто» - это не жанровая композиция, а, скорее, чисто декоративное произведение, более соответствующее работам импрессионистов, для которых, как и для Гварди, главным были живописные эффекты и передача настроения и общего впечатления от наблюдаемой сцены.

        И здесь, вглядываясь в картину, мы как будто слышим шум оживленных разговоров, восклицания игроков, шепот тайных любовников, музыку, смех, шелест тканей одежды и даже лай маленькой собачки. Гварди действительно переносит нас в свой мир, в ту блестящую эпоху увядающего венецианского великолепия с ее красотой, страстями и тайнами.

        P.S. Ридотто в Венеции просуществовало до 1774 года, когда местный реформатор Джорджио Пизани предложил его закрыть, дабы «сохранить благочестие, здравую дисциплину и умеренное поведение». Его предложение было принято подавляющим большинством членов Великого Совета Венеции.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Все они пришли на Триумфальную площадь города, чтобы потребовать свободу ...
Никита Белых в Твитыре задал вопрос ребром: Вы будете голосовать за Правое дело, во главе с Прохоровым? Действительно интересно. Если да, то почему, если нет, то тоже-почему? Я ему там же ответил кратко, а здесь могу позволить себе написать чуть ...
При фотографировании (съемке) на экране смартфона поверх изображения крутились два желто-оранжевых шарика, гипнотизируя и отвлекая от самого сюжета, вероятно изображая присутствие пресловутого ИИ. Результат оказался неожиданным ...
помогите пожалуйста вспомнить песню - я думаю, ей не меньше 40 лет, текст английский , но поет ее певец с каким-то испанским, мексиканским, или французским произношением ( или я путаю) - я почему-то совсем не помню английские слова, только суть в переводе - что есть какая-то героиня ( или ...